Многочисленные исследования ученых и мнения психологов сводятся к тому, современная организация учебной деятельности школьников педагогами влияет на результативность учебного процесса в плане усвоения материалов младшими школьниками.
В дошкольном возрасте и в начальных классах школы дети по своей сути являются исследователями. Поэтому задача педагога – приложить все усилия к тому, чтобы развить это качество, заложенное природой, и не допустить того, чтобы занятия показались ребенку скучными. Он должен посещать школу с удовольствием, а не потому, что это его долг, что можно услышать от многих родителей: «Мы работаем на работе, а твоя работа – это школа».
Правильная организация исследовательской деятельности школьников гарантирует получение результата, обеспечиваемого жаждой новых впечатлений и желанием экспериментировать. Добавив ко всему этому природную детскую любознательность, которую обуславливает психология детей младшего школьного возраста, можно получить стимул, заложенный самой природой.
Наряду с исследовательской, не менее важную роль в учебном процессе играет познавательная деятельность школьников, тесно связанная с проектной. Целью, которую ставит перед собой качественная организация проектной деятельности, является повышение успеваемости, так как без ощущения учеником уверенности в собственных силах это невозможно.
Осознание успешности вне зависимости от успеваемости дает возможность получить ощущение собственной значимости, обрести коммуникабельность в коллективе, а также избежать массы комплексов. Самостоятельно ребенку сложно пройти все этапы пути от понимания задачи до поиска путей ее решения и получения выводов, поэтому педагог должен четко корректировать все его шаги.