К профессиональным приметам относят и школьные приметы. Детям младшего возраста неизвестны суеверия, но они узнают их от бабушек или родителей. У детей бывают приступы безотчетного страха, которые иногда закрепляются суевериями. Подготовка к экзамену связана с волнениями. Поэтому ученицы, потерявшие веру в себя, в свои силы, часто верят в «счастливую ручку», которая, мол, поможет благополучно сдать экзамены.
Большинство таких примет возникло из-за так называемой ошибки метода различия. Если к числу факторов, известных по своему действию, присоединить какой-то новый, неизвестный, и свершится следствие, то присоединенный фактор считается причиной последовавшей перемены.
Одна маленькая девочка за свой ответ на уроке получила более высокую оценку, чем, как ей показалось, заслужила. Ее детский ум тотчас нашел причину этого: у нее оказалась не застегнутой пуговица на платье. С тех пор, сколько бы раз ее ни вызывали, она старалась расстегнуть пуговицу «на счастье». В другой раз ей снова повезло, а так как она только что потеряла карандаш, то поспешила объяснить причину своей удачи именно этим. Ошибка девочки в том, что она приписывала свой успех случайному явлению, поразившему ее воображение.
Суеверные приметы особенно опасны для неокрепшего сознания детей. Надежда на ложные приметы мешает упорно трудиться, вырабатывать настойчивость и систематичность в овладении знаниями. Предрассудки отравляют жизнь детей зловещими тревогами и опасениями. Постоянное ожидание исполнения «худой приметы» вызывает мнительность, раздражительность, нервозность, воспитывает боязнь и неуверенность.
В основе детской склонности к суевериям — страх, возникший из-за отставания в учебе, ссор и неприятностей в семье, плохого здоровья. В стихотворении «Приметы» С. Маршак высмеивает Валю, которая возлагала надежды не на знания, а на суеверия:
Собираясь на экзамен, Валя говорила:
«Если только палец мамин
Окунуть в чернила,
Если я перед доскою
Как-нибудь украдкой
Ухитрюсь одной рукою
Взять себя за пятку,
Если, сняв ботинок в школе,
Повторю заклятье,
А потом мешочек соли
Приколю на платье,
Если я в троллейбус новый
Сяду на Садовой,
А в троллейбусе вожатый
Будет бородатый,
Если я в пути не встречу
Ни единой кошки
Или вовремя замечу
И сверну с дорожки…»
Много было всяких примет, суливших Вале «круглые пятерки». Она макала мамин палец в чернила, брала себя за пятку.
Вале дорогу не перебежала кошка —
Сдали все предметы,
А у Вали — единицы, —
Вот вам и приметы!