Православные верили, что весну опекают разные святые: «Егорий на порог весну приволок», «Егорий весну начинает, Илья лето кончает» и т. д. 11 сентября Иван постный «сряжал осень», «Иван постный пришел, лето красное увел», 30 марта «Алексей зиму-зимскую на нет сводит», «Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей», «Алексей — покинь сани, снаряжай телегу». 14 марта «Авдотья-весновка весну снаряжает». «С Евдокии-плющихи первые оттепели». Погода будто бы зависит от святых ветреников Федула, Лукьяна и других. 18 апреля: «Пришел Федул — теплый ветер подул», 14 марта: «Вот. те на, приехала Евдоха-свистунья» (холодный ветер).
В календарных приметах о погоде часто использовались созвучия имен святых: «Василий Парийский землю парит», «Федор студит землю студит», «На Оссию колесо прощается с осью» и т. д.
Вера в то, что погода в день того или иного святого ежегодно повторяется и зависит от него, ни на чем не основана. Например, сложились приметы: «Святой Селиверст гонит вьюгу за семьдесят верст», «Со Спаса преображения погода преображается», хотя часто 15 января не бывает никаких вьюг, а с 19 августа не изменяется погода.
Приметы о морозе приурочены к дням, когда поминали святых: «Трещит Варюха [святая Варвара] — береги нос да ухо» (17 декабря), «Все тепло да тепло, погоди — придет Варвара, заварварят и морозцы». В конце января говорили: «Это не диво, что Афанасий-ломонос морозил нос, а ты подожди тимофеевских морозов» (4 февраля). 23 февраля произносили: «До Прохора старуха охала: „Ох студено!» Пришел Прохор да Влас: „Никак скоро весна у нас». Но не всегда эти приметы были достоверны. Например, примета «Афанасий-ломонос — береги нос» обещает сильный мороз, но 31 января в одной области мороз, а в другой его нет.
Раньше говорили: «Авдотья восемь шуб снимает». Это означало, что с 14 марта наступают оттепели. В центральных районах страны к этому времени становится тепло без всякой Авдотьи, а в северной Сибири еще стоят сильные холода.
Многие люди по привычке употребляют выражения «Михайловские», «введенские», «Никольские», «рождественские», «крещенские», «тимофеевские», «сретенские», «власьевы» морозы, хотя, конечно, понимают, что ни один из религиозных праздников и дней святых не может влиять на понижение температуры 21 ноября, 4, 19 декабря, 7, 19 января, 4, 15, 16 февраля. В центральных областях России сильные морозы бывают в эти дни, но часто наступают и в другие дни, когда нет никаких религиозных праздников.
Обычно считается, что 4 декабря наступают «введенские» морозы: «Наложило введенье на воду толстое леденье», но известно, что «введенье ломает леденье», то есть бывает даже оттепель.
На 19 декабря в центральных областях России приходятся «Никольские» морозы: «На Николу зима с гвоздем ходит», а в 1975 году погода была — как в апреле.
Кто не слышал примету: «Нельзя снимать кожуха до дня святого духа». Достаточно представить себе разнообразие климата нашей страны, раскинувшейся от ледяных просторов заполярной тундры до теплых морей, чтобы понять непригодность этой приметы для прогнозов погоды. Говорят: «Василий-капельник — с крыш каплет», что указывает на наступление оттепели 13 марта. Но это опять происходит не всегда и не везде.
В 1969 году в Томске фенологический кружок школьников проверял приметы марта: «С Евдокии-плющихи первые оттепели», «Какова Евдокия—таково и лето». Но в 1969 году весеннее тепло пришло в Томск только в апреле, и, хотя день Евдокии был холодным, лето оказалось жаркое. Начало усиленного таяния снегов, когда ручьи вешней воды бегут с гор, относили к 30 марта, согласно примете: «На Алексея — с гор вода, а рыба со стану», то есть рыба трогается с зимовья и трется под берегами.
Но в этот день, например, в Архангельской области еще стоит зима, в то время как на юге уже зеленеют яровые всходы. Не бывает так, чтобы в какой-то определенный день всегда стояла одинаковая погода, хотя в некоторых районах в течение нескольких дней регулярно наблюдается похолодание или потепление.