В жизни почти каждого ребёнка наступает тот момент, когда родители ведут его в детский садик. Этот момент является переломным в жизни родителей и особенно ребёнка. Взрослые сильно переживают, ребёнок тоже волнуется. Миссия родителей на данном этапе — не волноваться, а предпринять все меры для подготовки ребёнка к детскому саду и к более самостоятельному периоду его жизни.
Подготовка к садику
Для детей поступление в детский сад — огромный стресс, ведь это начало новой, самостоятельной жизни в совершенно незнакомом коллективе и новой для него обстановке. Даже в самом лучшем саду всё иначе, чем дома: новые требования, новый распорядок, окружение, занятия, пища. И попадает он в этот новый мир один, без поддержки мамочки, либо другого родного человека. Как же непросто маленькому человеку! Самоуверенные взрослые тоже теряются на время и чувствуют себя некомфортно, при смене места работы или, попав в новое общество.
В момент поступлении крохи в детский сад речь тоже идёт о его первой «работе» и первом в жизни коллективе. Решение о необходимости посещать детский сад принято. Задача родителей качественно подготовить его к незнакомой обстановке, ритму жизни, необходимо сделать все возможное для того, чтобы адаптация прошла как можно безболезненнее и скорее. Добиться этого можно, усердно работая вместе с ребёнком в течение длительного периода времени, ведь адаптация может длиться полгода и даже больше.
Адаптация к детскому саду будет гораздо успешнее, если начать готовиться еще за несколько месяцев до первого посещения. За этот временной период малыш сможет приобрести нужные умения, знания и навыки, в которых он будет нуждаться при посещении ДОУ. Но если планируемая дата посещения детского садика не за горами, но время все же есть, надо незамедлительно действовать, потому что даже месяц подготовки не проходит даром и позволяет снизить нагрузку ребенка.
Прежде чем отвести чадо в детский сад, надо проверить уровень его готовности априори, чтобы по возможности акцентировать внимание на «слабые звенья» и заполнить все имеющиеся упущения в воспитании и развитии малыша. Нужно заранее узнать, возможно, в саду есть группы кратковременного пребывания для начальной адаптации. Это самая лучшая ступень адаптации, так как можно задолго до поступления в садик начать посещать такие группы. Детям, посещавшим такие группы, гораздо легче адаптироваться.
К детскому садику кроха должен быть готов по всем параметрам. Раньше трех лет такая готовность, как правило, не наступает, хотя средним возрастом считается период от двух до четырех лет. Но следует учитывать, что все дети разные и у всех свой собственный график развития. Насколько готов ребенок к детскому саду зависит и от того, как его воспитывают. Некоторые родители очень рано учат малышей быть самостоятельными, другие же предпочитают делать все сами.
Одни учат общаться со сверстниками, другие предпочитают гулять в стороне от других детей. Кризис трех лет тоже делает свое дело, его никак нельзя сбросить с весов. А, как известно, кризис — не самое благоприятное время для любых начинаний! Поэтому не нужно думать, что если малышу исполнилось три годика, он автоматом включает свою готовность к детскому образовательному учреждению. Нужно учитывать также характер, нрав ребенка.
Давай поговорим
Уровень готовности к детскому саду определяют по нескольким критериям. Обязательно стоит выделить умение ребенка говорить. Умение говорить поможет ребенку в общении со сверстниками и персоналом ДОУ. Хорошо говорящий ребенок сможет рассказать своим близки о каком-либо дискомфорте, конфликте, страхах, сомнениях, возникающих в течение дня в детском саду. Поняв, что волнует ребенка, гораздо проще помочь ему рассеять имеющиеся сомнения и страхи, а значит сделать адаптацию мягче.
Все хотят вырастить из своего чада свободную личность, но есть определенные ограничения и рамки, которых нужно придерживаться. И поэтому так важно, чтобы малыш знал слова «нельзя», «надо», «можно» и понимал их значение. В случае, если маленький человек не признает никак запретов, не подчинятся разумным требованиям, то проблем избежать вряд ли удастся. В садике он учится соблюдать нормы общества, поэтому должен понимать запреты, учиться соблюдать дисциплину, слушаться старших.
Мама, не уходи
Один из ключевых моментов при подготовке ребенка к детскому саду — умение отпускать от себя маму. Если ребенок раньше крайне редко и болезненно расставался с мамой, то вряд ли стоит рассчитывать на успешную и быструю адаптацию. Скорее всего, это превратится в сплошной кошмар для родителей, ребенка и воспитателей. Конечно, есть небольшая часть детей очень общительных, которые практически с первого дня легко расстаются с близкими людьми, радостно махая им вслед. Но вероятнее всего, что ребенок с негативом будет воспринимать даже самый лучший в мире детский сад потому, что он разлучат его с мамой. Вот почему так важно к моменту первого визита в детский сад научить кроху обходится без мамы какое-то время.
Можно отправить ребенка с папой или с бабушкой на занятия, чаще оставлять ненадолго с кем-то из родственников. Главный момент в этих действиях — чтобы ребенок понял, что мама всегда возвращается, в таком случае малышу будет проще ее отпустить. Однако, наверное, никакая подготовка не способна целиком уберечь ребенка от эмоциональных потрясений во время пребывания первых дней в саду.
Надо быть готовым, к тому, что слезы и даже рыдания, скорее всего, будут иметь место не один день. Хотя детские рыдания чаще всего являются лишь шоу для мамы, когда закрываются двери группы, дети обычно быстро успокаиваются. Хотя исключения есть, чуть ли не в каждом правиле. В любом случае ребенок должен иметь опыт отрыва и воссоединения с мамой.
Я сам
Следующий момент при поступлении в детский сад — относительная самостоятельность ребенка. Для того, чтобы не возникало ряда проблем, нужно заранее отказаться от одноразовых подгузников и сформировать умение ребенка пользоваться горшком. Малыша нужно научить самого снимать штанишки, садится на горшок. Без этих умений в саду ему не обойтись. Малыш должен уметь сам одеваться и раздеваться или хотя бы пытаться это делать, самостоятельно мыть руки, пользоваться ложкой, вилки малышам обычно не дают. Это тот минимальный набор навыков самообслуживания, которые нужно сформировать к началу посещения дошкольного учреждения.
Для того, чтобы достигнуть успеха в формировании этих умений и навыков, нужно поощрять и стимулировать любое проявление самостоятельности малыша, чаще хвалить. Здесь же следует отметить, что важен будет и настрой малыша в отношении детского сада. Априори нужно рассказывать ребенку о том, как ему там будет хорошо и замечательно, что там он сможет играть с ребятами, научится новому и интересному, можно рассказать о бассейне, красивом музыкальном зале. Но не стоит рисовать сказочные картинки, нужно чтобы рассказы были правдивыми, стоит упомянуть о том, что мама в это время будет работать.
Все по плану
Успешность адаптации ребенка к детскому саду в этом критерии целиком зависит от родителей. Нужно задолго до похода в сад, начать выстраивать режим дня как в саду. Очень постепенно, но очень уверено, нужно подстроить свои биологические ритмы и ритмы ребенка под этот распорядок дня. Научиться рано вставать, когда есть возможность спать и никуда не спешить и раньше ложиться, принимать пищу в одно и то же время.
Во-первых, лучше заранее узнать точный распорядок дня в той группе, куда пойдет малыш, а затем медленно, но уверено начать приучать кроху к нему. Если нужно сдвинуть время сна, то его нужно смещать постепенно каждый день на небольшой промежуток времени. Ведь, чтобы утром рано встать в хорошем настроении, ребенку нужно лечь спать значительно раньше.
Кормить кроху нужно тоже в соответствии с расписанием детского сада. Здесь важно отметить, что блюда, которые он будет, есть в садике, дома тоже должны быть похожи по составу, внешнему виду, чтобы не возникало трудностей при попытке его накормить в саду. Ведь многие детки консервативны и все новое чаще всего воспринимают негативно или крайне настороженно. Дневной сон тоже должен быть в одно и то же время и длиться ровно столько, сколько нужно, то есть если ребенку пора вставать, то лучше его разбудить, чтобы вечером он без труда смог заснуть. В случае нежелания малыша спать днем нужно убедить его в том, что после обеда он должен спокойно полежать. При отсутствии такой привычки ребенку трудно будет выдержать тихий час в саду.
Надо, надо научиться
Для скорейшего и мягкого привыкания к детскому саду нужно заранее сформировать определенный набор навыков и умений, приобщить малыша к общению и режиму дня. Все это будет ему крайне необходимо, ведь рядом не будет мамы. Если программа максимум выполнена, волноваться вряд ли стоит, но если малыш по каким-то параметрам не дотягивает, то в период поступления в дошкольное учреждение нужно уделить больше внимания этим моментам.
Не стоит волноваться, если малыш ест неаккуратно или не может застегнуть сандалии, ему всегда помогут, главное, чтобы у него было стремление это делать. Воспитатель или няня всегда помогут, а глядя на других ребят, он быстрее это усвоит. Например, если ребенок отказывается самостоятельно есть, это не повод не водить его в сад еще полгода. Просто нужно предупредить об этом воспитателя. Ведь самый просто способ чему-то научить — позволить сделать самому. Здесь нужно больше времени и терпения, ведь родителям проще сделать самим, но это неверный путь.
С раннего возраста надо приучать малыша убирать на место игрушки, ставить на полку книги, складывать на стульчик вещи до сна, уносить за собой посуду, а в период подготовки к детскому садику тщательнее за этим следить. Это обязательно будет отмечено воспитателем и ребенок будет горд, что он так много умеет и его хвалят. Следует учить кроху и культуре поведения, причем на собственном примере. Здороваться с соседями, говорить «спасибо», «до, свидания» или «извините», чем чаще ребенок будет это слышать, тем легче ему будет говорить эти нужные и добрые слова.
Изучение непростой науки общения должно начинаться на детской площадке. Пусть ребенок побольше времени находится среди ровесников, без этого адаптация может затянуться. Гуляя на детской площадке, можно выявить и устранить ряд проблем: научить решать конфликтные ситуации, объяснить на примере, что нельзя бросаться камнями, толкать и кусать других ребят, надо уметь просить прощения.
На детской площадке проще объяснить, что чужое брать нельзя, не спросив разрешения, что надо делиться, что не надо драться, а нужно договариваться. Для взрослых, хотя тоже не для всех, эти правила просты и понятны, а для крохи – целое открытие. Прогулки на детской площадке помогают выявить пробелы в воспитании, научить малыша общаться, делиться и даже защищаться.
Первоначальные навыки общения можно также приобретать, посещая различные группы раннего развития, курсы, семейные студии. Здесь тоже детки будут учиться взаимодействовать, петь, танцевать, рисовать, играть в обществе сверстников.
Прежде всего — эмоциональный настрой
Здесь важно дать положительную установку, чтобы ребенок не очутился в детском саду неожиданно и не был шокирован происходящим. Кроме положительных рассказов о детском саде, можно смотреть журналы с фотографиями из детских садов, комментируя изображения. Следует делать оговорки, что малыш уже большой и тоже скоро пойдет в детский сад, где много ребят и игрушек. Можно говорить, что там будут музыкальные занятия, где все ребятки поют песенки и весело танцуют, готовят праздники, куда приглашают пап и мам.
Родители приходят на праздник и, глядя на своих деток, радуются и хлопают в ладоши. Можно посмотреть видеозаписи или фотографии таких мероприятий из детского сада детей родственников или знакомых. Необходимо концентрировать внимание на таких радостных приятных событиях. Мама должна об этом говорить каждый день, причем уверенно и искренне.
Важный момент — мама должна сама быть настроена на положительный лад, ведь если она будет думать об ужасах разлуки с ребенком, плакать и переживать, она просто не сможет убедить ребенка, что детский садик — замечательное место. Рисовать сплошные сказочные образы тоже не стоит. Нужно дополнять свои рассказы о том, что в детском саду нужно кушать, спать, что будут прогулки, занятия, тихий час.
Необходимо говорить о том, что мамы и папы отводят своих деток в садик и идут на работу и обязательно потом их забирают. Ребенок должен знать, когда за ним придут. Можно сказать, что его заберут, когда он пообедает, или проснется. Главное, чтобы такой пункт присутствовал в его дневном распорядке. Ребенок должен быть уверен, что за ним придут. Можно рассказывать о том, что и с кем он будет делать, когда придет домой, во что и с кем будет играть, что будет кушать.
На сегодня много книг для малышей, которые направлены на подготовку к детскому саду. В них проиллюстрированы различные ситуации, которые происходят в детском саду и содержат много ярких и понятных картинок. Героями таких книг могут быть не только дети, но и зверята. Увидев подобную книгу, следует ее обязательно ее купить. Она позволит ярче и понятнее донести простые истины относительно детского сада, учит как поступать в непохожих ситуациях. Подобная книга способна сформировать позитивный настрой у малыша. Почитать можно любые книги и стихи про детский сад. Не следует забывать о том, что есть мультики на эту тему, многие из них повествуют о веселой и доброй атмосфере в садике.
Гуляем вместе
Некоторые детские сады организуют дни открытых дверей, либо можно договориться с воспитателем о проведении экскурсии по детскому саду. Экскурсия позволит побывать в группах, посетить занятия. Можно попросить показать кроватки, шкафчики, дать открыть и заглянуть внутрь, нужно обратить взор ребенка на стулики и столики небольшого размера, на большое количество интересных игрушек.
Стоит посмотреть музыкальный зал, бассейн, спортивный зал. Экскурсия должна помочь сформировать у будущего воспитанника детского садика позитивное представление того места, куда он скоро будет ходить. Пусть он сам убедится, что здесь красиво, интересно, тепло и уютно, что его там ждут. Единственное, что для организации такой вот экскурсии может понадобится справка от участкового педиатра, что ребенок в настоящее время здоров, и прихватить сменную обувь.
Во время ежедневных прогулок советуют гулять возле детского сада. Останавливаться, наблюдать как играют дети. Обязательно нужно позитивно комментировать происходящее: «Ах, какая тут площадка! И качели какие красивые, лесенки, скамеечки! Детки гуляют, как им здесь интересно и весело! Скоро ты тоже пойдешь в сад и будешь там играть, подружишься с ребятками. Тебе обязательно понравится! А мама, когда ты поиграешь и покушаешь, обязательно заберет тебя домой!».
Можно объяснить, что папа работает и маме тоже нужно работать, чтобы что-то купить. Ребенок должен верить, что он выполняет наиважнейшую миссию, помогает родителям. Не лишними буду и прогулки на территории ДОУ, спросив разрешения у воспитателя можно почаще приходить туда. Можно также побеседовать с воспитателями о подготовке к детскому саду. Знающий свое дело, воспитатель даст хорошие советы, помогающие
обойти многие острые углы.
Готовимся, играя
Игра — это универсальное средство обучения, к тому же помогает проиграть и решить разные психологические проблемы. Психологи используют игру при работе с маленькими детьми, потому что с ее помощью возможно достучатся до малыша и подготовить ребенка к детскому саду. Вот и дома можно поиграть, например, в детский садик. Воспитанниками пусть будут куклы или зверята. Комнату нужно разделить на зоны: для игр, столовую зону, спальню, умывальник, раздевалку, бассейн, зал для проведения музыкальных занятий, спортивный зал, место для прогулок. Игра начинается, как и обычный день в садике, когда родители приводят деток, здороваются с воспитателем, раздеваются, расстаются с мамами и отправляются в группу.
Так можно проиграть все по порядку, тем самым познакомив кроху с режимом, ожидающим его в детском саду. Таким образом, можно проиграть много сценариев и ситуаций. Например, кто-то шумит в период тихого часа, кто-то плачет, не желая расставаться с мамочкой. Можно провести музыкальное или спортивное мероприятие для игрушечных воспитанников. С помощью сюжетно-ролевых игр можно научит просить о помощи взрослого. Например, у тигренка не получается поставить книгу на полку. Он прилагает все усилия, но ничего не выходит, он плачет и боится сказать об этом воспитателю.
А мишка сразу сказал: «У меня ничего не получается, пожалуйста, помогите мне». И воспитатель помог и совсем не рассердился, а наоборот похвалил мишку. Многие детки с трудом могут попросить о помощи. Как можно раньше нужно учить ребенка играть. Современные дети часто не умеют играть игрушками, не могут себя занять, особенно это выражено у тех детей, которые бесконтрольно смотрят мультфильмы. Получается, что во время свободных игр, ребенку будет трудно себя занять.
Закаляйся
Перед посещением детского садика ребенок проходит медицинское обследование или комиссию, посещает ряд врачей и сдает все анализы. Участковый педиатр дал заключение, что малыш здоров и готов к детскому саду, это совсем не значит, что он вовсе не будет болеть. Правда, простудных заболеваний можно избежать, если начать закаливание. Как закаливать ребенка? Процедура закаливания выполняется, когда ребенок бодр, здоров и весел, и длится не более пяти минут. Отлично, когда можно организовать бассейн. Закалять и оздоравливать можно давая ребенку ежедневно замороженную ягоду клюквы или черной смородины, чтобы он ее держал во рту до полного нагревания.
К детскому саду готов
Перед первым посещение дошкольного учреждения, можно совместно с ребенком нарисовать рисунок, где будет изображен его дом, соседние дома, тротуарная дорожка, детский сад, магазин и мамина работа. Стрелочками можно нарисовать маршрут, обязательно озвучив: «Утром мы пойдем по дорожке в садик, я пойду на работку, заработаю денежку, зайду в магазин, куплю сыр и печенье, которое ты любишь, и приду в садик за тобой. Мы с тобой пойдем домой!» В период привыкания к садику, нужно быть терпимым к излишней активности ребенка дома, так как в группе он будет достаточно долгое время чувствовать себя скованным, и выбросы энергии будут дома.
В завершении очень хочется сказать, что в период начала «общественной» жизни ребенка наиболее важно окружить его особой внимательностью, добротой и любовью. В это момент тепло и любовь наиболее значимы для него. Не надо его ругать, должно быть больше похвалы, терпения, чуткости. Настрой на хорошее и только на хорошее должен быть прежде всего у родителей, ведь дети очень чутки и реагируют на психологическое состояние родителей очень тонко.
Дома должна быть доброжелательная, спокойная обстановка. При соблюдении всех перечисленных рекомендации, подготовка к детскому саду пройдет легко и результативно! Если данный этап был успешно и четко реализован родителями, то к моменту посещения детского садика ребенок будет знать, зачем он туда ходит и как это важно и здорово!