Специалисты связывают такую внезапность с тем, что дети в 1,5 года совершают своего рода открытие: все вещи имеют название, которое известно родителям. Это объясняет бесконечные детские вопросы: «почему?» и «это что?» Но, вместе с тем, считать, что ребенок в 1,5 года должен всё осознавать — значит несколько преувеличивать интеллектуальные возможности малышей. Примечательно то, что ни один ребёнок в возрасте до двух лет не может сформулировать основные закономерности, но скорость увеличения ребёнком запаса слов поражает.
Каждый ребёнок имеет свой уникальный срок появления речи и объём активного словарного запаса. Средние данные не отражают реальной картины. Есть дети, которые произносят по 10-15 слов уже в возрасте 10—11 месяцев, а иногда и в 2,5 года упорно молчат, даже, несмотря на стабильное психическое развитие ребёнка в целом.
Сроки и темпы овладения детьми речью во многом зависят от их индивидуальных особенностей, от условий жизни и воспитания, а также от пути развития ребёнка. Существует два основных направления развития речи: пассивное владение словами и активное развитие речи. Уже в 7—8-месяцев каждый ребёнок понимает многие слова, узнаёт названия предметов, умеет искать предметы глазами. В 8—9 месяцев, когда ребенок начинает говорить, он способен связывать слова с собственными действиями. «Всё понимает, — удивляются родители, — а сказать ничего не может».
Фактически в раннем возрасте число понимаемых ребёнком слов превосходит число слов активно произносимых. Нет конкретного ответа на вопрос: во сколько дети начинают говорить? Ребёнок может до 2 лет не произносить ни одного слова, в тоже время, понимая все, что говорят ему взрослые, а также выполняя их инструкции. В таком случае переход к активной речи произойдёт внезапно. Также случается, что упорно молчащий до 2 лет ребёнок, к трём годам догоняет или даже перегоняет в развитии тех детей, которые произнесли первые слова в 9 месяцев. Родителям не стоит беспокоиться, если в возрасте 2 лет ребёнок говорит всего два-три слова. В целом то, когда заговорит ваш ребёнок, зависит от тех условий жизни, которые вы создадите и организуете. Это связанно с особенностями развития детей от года до двух лет.
Стремление родителей научить детей слову, безусловно, проявляется в играх, которые развивают подражание. Такие игры формируют собственную активную речь ребёнка. Но помните: ребёнок может легко произносить некоторые слова, но, вместе с тем, никогда не применять их во взаимодействии с окружающими людьми. Более того, обучение слову не носит прямого или простого характера.
Любите своих детей, разговаривайте с ними почаще!