Невозможно представить полноценного члена любого социума без такого качества, как мыслительная деятельность, благодаря активизации которой появляется критичность мышления, стремление к новому и желание получать знания самостоятельно. Именно на развитие мышления и направлена учебно-познавательная деятельность младших школьников.
В связи с тем, что внимание школьников не всегда целенаправленно, то они утрачивают возможность концентрации достаточно быстро. Поэтому стимулировать усидчивость в части получения новой информации возможно благодаря развитию познавательного интереса, без которого невозможна исследовательская деятельность школьников. Только в тех случаях, когда активизация познавательной деятельности младших школьников рассматривается педагогом как неотъемлемая часть учебного процесса, возможен наилучший результат.
Психологи отмечают, что однообразное проведение уроков снижает интерес детей к происходящему, в связи с чем внимание рассеивается, растут допускаемые ошибки и не запоминаются новые знания. Именно поэтому учитель должен построить урок так, чтобы максимально возможно заинтересовать школьников и подтолкнуть их к поиску новых решений задач посредством анализа уже имеющейся информации о свойствах объектов.
Наилучший способ, используя который можно обеспечить развитие познавательной деятельности младших школьников, это игровая форма проведения занятий. Индивидуальный подход, учитывающий внутренний мир каждого ребенка, позволяющий реализовать стремление к лидерству, наиболее успешен. При этом учебный процесс становиться интересным и эмоциональным и результативным. Развитие современной педагогики как науки невозможно без поиска методик, развивающих способности младших школьников.