Приметы и суеверия о зеркале

суеверия о зеркалеВ целях гадания по сновидениям прибегали к «вол­шебному» зеркалу. Сосредоточив долгое время свой взгляд на какой-нибудь точке зеркала, гадающая девушка как бы гипнотизировала сама себя, впадала в состояние сна, при котором ей грезился в зеркале предмет ее желания, например обручальное кольцо. Если девушка добьется осуществления этого желания, то вспомнит примету: «Ви­деть кольцо — к браку».

 

В рассказе «Зеркало» А. П. Чехов описал это гада­ние: «Предновогодний вечер. Иелли, молодая и хорошень­кая дочь помещика-генерала, день и ночь мечтающая о замужестве, сидит у себя в комнате и утомленными, по­лузакрытыми глазами глядит в зеркало. Она бледна, на­пряжена, неподвижна, как зеркало… Глядя на неподвиж­ные глаза и рот Нелли, трудно понять, спит ли она или бодрствует, но, тем не менее, она видит. Сначала видит она только улыбку и мягкое полное прелести выражение чьих-то глаз, потом же на колеблющемся сером фоне постепенно проясняются контуры головы, лицо, брови, борода. Это он, суженый, предмет долгих мечтаний и на­дежд… „Я, кажется, уснула…» — думает она, легко взды­хая».

 

Многие приметы появились под влиянием веры в то, что у человека есть душа. Люди думали, что видят в зеркале своего двойника — душу, а поэтому очень опа­сались разбить зеркало, чтобы не погиб тот, чье изобра­жение в нем было. Это также пережиток древней магии подобия, когда охотник, например, верил, что если он пронзит копьем рисунок зверя, то убьет его и на охоте.

 

Когда-то зеркало считалось изобретением дьявола, ло­вившего с его помощью души людей. В сказках зеркало тускнеет, когда герою грозит беда. Если кто-либо уми­рал, все зеркала в доме завешивали или поворачивали к стене. Люди считали, что нельзя в это время смотреть в зеркало, увидишь смерть, которая захватит с собой че­ловека, взглянувшего на нее.

Народ не верил в колдовские свойства зеркала, с лу­кавством говорил: «Кривая рожа зеркала не любит», «У зеркала повадка глупа — не прикрасит ни царя, ни попа».

 

Суеверные люди не любили, чтобы их рисовали или фотографировали, так как, это якобы могло погубить их души. Если исколоть или сжечь изображение человека, то и сам человек будто бы умрет. Поэтому суеверные де­вушки сжигали на свечке или кололи булавками портре­ты своих соперниц, чтобы их «извести». В капиталисти­ческих странах летчики перед полетом или гонщики пе­ред мотогонками избегают фотографироваться, бриться так как это, мол, дурная примета.

 

В древности люди не понимали происхождения тени, не знали, что она появляется, когда непроницаемый пред­мет заслоняет источник света, а поэтому верили, что тень — это душа. У многих народов понятия «тень» и «душа» обозначались одним словом. В сказках колдуны похищают тени людей, чтобы погубить их. Труп челове­ка, плоско лежащий на земле, почти не отбрасывает тени. Отсюда сделали ложный вывод, что душа отправилась в загробное «царство теней». В старину верили, что если у одного из сидящих за кутьей (рисовой кашей с изю­мом и медом, которую едят после похорон) нет тени, то он скоро умрет.

 

Вера в существование души породила приметы о чиханьи: «Чихнуть в воскресенье — значит быть в гостях, в понедельник — болеть голове, во вторник — будут хо­дить за долгами, в среду — будут хвалить, в четверг — рассердить кого-нибудь, в пятницу — неожиданная встре­ча, в субботу — вести о покойнике». И сейчас еще после чиханья можно услышать пожелание: «Будьте здоровы». Если же кто-нибудь чихнет, особенно ребенок, во время рассказа или спора, то присутствующие восклицают: «Истинная правда!», а раньше говорили: «Чох на правду»-или «Чихнул паче правды».

 

Древние евреи рассматривали чиханье как раздраже­ние, вызываемое духом Аскароном, и советовали чихаю­щему «выздороветь и доброго лекарства». Древние гре­ки, желая здоровья, произносили: «Спаси, Зевс». Они ве­рили, что душа находится в грудобрюшной преграде (диафрагме). Поэтому потрясение предполагаемого ме­ста обитания души при чихе сопровождали просьбой к богу о спасении.

 

Древние греки опасались чиханья с левой стороны. Один суеверный грек сказал мудрецу Диогену: «Я одним ударом размозжу тебе голову». Диоген возразил: «А я, чихнув с левой стороны, заставлю тебя трепетать». Тирана Гиппия изгнали из Афин именно потому, что он чихнул с левой стороны, при этом у него выпал зуб. Во всем этом увидели дурное предзнаменование.

 

В I веке римский император Тиберий издал указ, в котором повелел своим подданным произносить, когда че­ловек чихнет, «ргозй» («пусть это тебе послужит на пользу»). Тот, кто забывал сказать это чихнувшему человеку, платил штраф. Папа Пелагий I, живший в VI веке, повелел каждому христианину желать своему ближнему здоровья и божьего благословения, ежели этот ближний чихал при нем. Распоряжение папы было вы­звано тем, что чиханье считалось первым признаком за­болевания «моровой язвой» (легочной чумой), которая свирепствовала в то время.

 

На Древней Руси былины отмечали свободомыслие богатыря Василия Буслаева, который «не верил ни в сон, ни в чох, ни в вороний грай», то есть в приметы о сне, чиханье и птицах. Старинная русская пословица преду­преждала: «В чох, да в жох, да в чет не больно верь» (чох — чиханье, жох — край бабки, употребляемой во время игры).

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 0
  1. Ezhik

    Я всегда боюсь, когда зеркало падает и бьется и не только потому, что это плохая примета, но и потому что осколков много и убирать тяжело. А дома еще малой бегает wink

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector