В целях гадания по сновидениям прибегали к «волшебному» зеркалу. Сосредоточив долгое время свой взгляд на какой-нибудь точке зеркала, гадающая девушка как бы гипнотизировала сама себя, впадала в состояние сна, при котором ей грезился в зеркале предмет ее желания, например обручальное кольцо. Если девушка добьется осуществления этого желания, то вспомнит примету: «Видеть кольцо — к браку».
В рассказе «Зеркало» А. П. Чехов описал это гадание: «Предновогодний вечер. Иелли, молодая и хорошенькая дочь помещика-генерала, день и ночь мечтающая о замужестве, сидит у себя в комнате и утомленными, полузакрытыми глазами глядит в зеркало. Она бледна, напряжена, неподвижна, как зеркало… Глядя на неподвижные глаза и рот Нелли, трудно понять, спит ли она или бодрствует, но, тем не менее, она видит. Сначала видит она только улыбку и мягкое полное прелести выражение чьих-то глаз, потом же на колеблющемся сером фоне постепенно проясняются контуры головы, лицо, брови, борода. Это он, суженый, предмет долгих мечтаний и надежд… „Я, кажется, уснула…» — думает она, легко вздыхая».
Многие приметы появились под влиянием веры в то, что у человека есть душа. Люди думали, что видят в зеркале своего двойника — душу, а поэтому очень опасались разбить зеркало, чтобы не погиб тот, чье изображение в нем было. Это также пережиток древней магии подобия, когда охотник, например, верил, что если он пронзит копьем рисунок зверя, то убьет его и на охоте.
Когда-то зеркало считалось изобретением дьявола, ловившего с его помощью души людей. В сказках зеркало тускнеет, когда герою грозит беда. Если кто-либо умирал, все зеркала в доме завешивали или поворачивали к стене. Люди считали, что нельзя в это время смотреть в зеркало, увидишь смерть, которая захватит с собой человека, взглянувшего на нее.
Народ не верил в колдовские свойства зеркала, с лукавством говорил: «Кривая рожа зеркала не любит», «У зеркала повадка глупа — не прикрасит ни царя, ни попа».
Суеверные люди не любили, чтобы их рисовали или фотографировали, так как, это якобы могло погубить их души. Если исколоть или сжечь изображение человека, то и сам человек будто бы умрет. Поэтому суеверные девушки сжигали на свечке или кололи булавками портреты своих соперниц, чтобы их «извести». В капиталистических странах летчики перед полетом или гонщики перед мотогонками избегают фотографироваться, бриться так как это, мол, дурная примета.
В древности люди не понимали происхождения тени, не знали, что она появляется, когда непроницаемый предмет заслоняет источник света, а поэтому верили, что тень — это душа. У многих народов понятия «тень» и «душа» обозначались одним словом. В сказках колдуны похищают тени людей, чтобы погубить их. Труп человека, плоско лежащий на земле, почти не отбрасывает тени. Отсюда сделали ложный вывод, что душа отправилась в загробное «царство теней». В старину верили, что если у одного из сидящих за кутьей (рисовой кашей с изюмом и медом, которую едят после похорон) нет тени, то он скоро умрет.
Вера в существование души породила приметы о чиханьи: «Чихнуть в воскресенье — значит быть в гостях, в понедельник — болеть голове, во вторник — будут ходить за долгами, в среду — будут хвалить, в четверг — рассердить кого-нибудь, в пятницу — неожиданная встреча, в субботу — вести о покойнике». И сейчас еще после чиханья можно услышать пожелание: «Будьте здоровы». Если же кто-нибудь чихнет, особенно ребенок, во время рассказа или спора, то присутствующие восклицают: «Истинная правда!», а раньше говорили: «Чох на правду»-или «Чихнул паче правды».
Древние евреи рассматривали чиханье как раздражение, вызываемое духом Аскароном, и советовали чихающему «выздороветь и доброго лекарства». Древние греки, желая здоровья, произносили: «Спаси, Зевс». Они верили, что душа находится в грудобрюшной преграде (диафрагме). Поэтому потрясение предполагаемого места обитания души при чихе сопровождали просьбой к богу о спасении.
Древние греки опасались чиханья с левой стороны. Один суеверный грек сказал мудрецу Диогену: «Я одним ударом размозжу тебе голову». Диоген возразил: «А я, чихнув с левой стороны, заставлю тебя трепетать». Тирана Гиппия изгнали из Афин именно потому, что он чихнул с левой стороны, при этом у него выпал зуб. Во всем этом увидели дурное предзнаменование.
В I веке римский император Тиберий издал указ, в котором повелел своим подданным произносить, когда человек чихнет, «ргозй» («пусть это тебе послужит на пользу»). Тот, кто забывал сказать это чихнувшему человеку, платил штраф. Папа Пелагий I, живший в VI веке, повелел каждому христианину желать своему ближнему здоровья и божьего благословения, ежели этот ближний чихал при нем. Распоряжение папы было вызвано тем, что чиханье считалось первым признаком заболевания «моровой язвой» (легочной чумой), которая свирепствовала в то время.
На Древней Руси былины отмечали свободомыслие богатыря Василия Буслаева, который «не верил ни в сон, ни в чох, ни в вороний грай», то есть в приметы о сне, чиханье и птицах. Старинная русская пословица предупреждала: «В чох, да в жох, да в чет не больно верь» (чох — чиханье, жох — край бабки, употребляемой во время игры).
Я всегда боюсь, когда зеркало падает и бьется и не только потому, что это плохая примета, но и потому что осколков много и убирать тяжело. А дома еще малой бегает