Анализ суеверий, записанных в царской России, показывает, почему они были так распространены. Первую публикацию осуществил журналист М. Д. Чулков — ее ставитель сборника русских народных песен. Он издал в 1782 году «Словарь русских суеверий», второе его издание называлось «Абевега русских суеверий».
В 1862 году писатель, филолог и фольклорист В. И. Даль опубликовал несколько сотен примет в своем сборнике «Пословицы русского народа». Издание сборника, составленного в 1853 году, было задержано на несколько лет по требованию протоиерея Кочетова, возражавшего против опубликования суеверных примет.
После сборника Даля были публикации примет но губерниям: Архангельской (489 примет, записанных П. С. Ефименко), Воронежской (200 — опубликованы А. И. Селивановым) и другие.
Эти приметы отражают жизнь и быт крепостных крестьян. А. И. Герцен писал, что крестьянин, бедный, обобранный дворянством, обворованный чиновничеством, усталый от безвыходной работы, от безысходной нищеты, готов был верить разным небылицам: он слишком задавлен, слишком несчастен, чтоб не быть суеверным.
Пословицы ярко показывают горькую нищету крестьян: «Мужик жил в тоске, спал на голой доске», «Го-лодалкиной волости, в селе Обнищихино, перебивался с корочки на корочку», «Живем не тужим, бар не хуже: они на охоту, мы — за работу, они спать, а мы — опять, они выспятся да за чай, а мы цепом качай», «Богом барину телятинка жарена, а мужику — хлебушка краюха да в ухо».
В романе «Обломов» И. А. Гончаров объяснял, почему в эпоху крепостничества возникло множество суеверных примет: «Страшна и неверна была жизнь тогдашнего человека; опасно было ему выйти за порог дома: его того гляди запорет зверь, зарежет разбойник… А то вдруг явятся знамения небесные, огненные столпы да шары… И с самим человеком творилось столько непонятного: живет-живет человек долго и хорошо — ничего, да вдруг заговорит такое непутное, или учнет кричать не своим голосом, или бродить сонный по ночам; другого, ни с того ни с сего, начнет коробить и бить оземь. А перед тем, как сделаться этому, только что курица прокричала петухом да ворон прокаркал над крышей. Терялся слабый человек, с ужасом озираясь в жизни, и искал в воображении ключа к таинствам окружающей его и своей собственной природы… Ощупью жили бедные предки паши; не окрыляли и не сдерживали они своей воли, а потом наивно дивились или ужасались неудобству, злу и допрашивались причин у немых, неясных иероглифов природы. Смерть у них приключалась от вынесенного веред тем из дома покойника головой, а не ногами из ворот; пожар — оттого, что собака выла три ночи под окном; и они хлопотали, чтоб покойника выносили ногами из ворот, а ели все то же, по стольку же и спали по-прежнему на голой траве; воющую собаку били или сгоняли со двора, а искры от лучины все-таки сбрасывали в трещину гнилого пола».
Недороды и голодовки, низкие урожаи и падеж скота вызывали у крестьян неуверенность в завтрашнем дне. Поэтому во всем они видели предзнаменования «к добру» или «к худу». На первый посев выезжали ночью, опасаясь «недоброй встречи». Даже в пении птиц, в завывании зверей видели предзнаменование общественных событий: «Петухи не в пору поют — новые указы будут», «Волки воют перед жильем — к войне», «Много грибов — к войне» и т. д. Люди не знали законов рынка, верили, что «цену бог устанавливает». В декабре и январе по дням святых Спиридона и Анисьи пытались угадать будущие цены на хлеб: «Если цена хлеба на Спиридона или Анисью упадет, то хлеб будет дешев весь год».
Крестьянин верил в приметы, потому что его жизнь была полна страданий и мучений, которые заранее невозможно было предусмотреть. «Внезапные», «неожиданные», «случайные» несчастья подстерегали тружеников всюду и везде. «В семь лет перебедовал семьдесят семь бед». Человек не понимал, отчего одному в жизни «везет», а у другого «тридцать три несчастья», и объяснял это тем, что удачливый родился в «счастливой рубашке», оказался похожим на мать, имеет много родимых пятен, белых пятнышек на ногтях и т. д.
В жизни бывает много случайного, то есть такого, что может быть, но может и отсутствовать или происходить в другой форме. Человек шел на работу, но на него упал с карниза дома камень. Человек мог миновать это место секундой раньше или секундой позже. Камень необязательно должен был упасть именно в данный момент. Хотя подобные явления и имеют свою причину, они все же происходят случайно, предвидеть их человек не в состоянии. Народная мудрость давно отметила это: «Кабы знал, где упасть, соломки бы подостлал».
Случайные- явления имеют причины, но случайность не вытекает из необходимости. Суеверные же люди всякому явление приписывают неизбежность, отсюда возникли сотни примет, подобно той, что «чай пролили к нечайности». Перебежит дорогу свинья, упадет полено из печи, развалятся в ней дрова, кирпич выпадет из печи — все это когда-то человек считал приметами, влияющими на его жизнь. В старину, если даже чесалось тело, верили, что это «неспроста»: голова чешется — к головомойке, шея — к побоям, чело — к челобитью, глаза — к слезам, горло — «либо брагу пить, либо битым быть»; «ладонь горит — кого-нибудь бить».
В романе «Обломов» И. А. Гончаров описывает, как помещики — родители Илюши — вспоминали приметы:
«Вдруг Илья Иванович остановился посреди комнаты с встревоженным видом, держась за кончик носа.
— Что это за беда? Смотрите-ка!—сказал он.—Быть покойнику: у меня кончик носа все чешется…
— Ах ты, господи! — всплеснув руками, сказала жена. — Какой же покойник, коли кончик носа чешется?
Покойник — когда переносье чешется. Ну, Илья Иванович, какой ты, бог с тобой, беспамятный! Вот эдак скажешь в людях когда-нибудь или при гостях и — стыдно будет.
— А что ж это значит, кончик-то чешется? — спросил оконфуженный Илья Иванович.
— В рюмку смотреть. А то, как это можно: покой ник!
— Все путаю! — сказал Илья Иванович. — Где тут упомнить: то сбоку нос чешется, то с конца, то брови…
— Сбоку, — подхватила Пелагея Ивановна — означает вести; брови чешутся — слезы; лоб — кланяться; с правой стороны чешется — мужчине, с левой — женщине; уши зачешутся — значит, к дождю, губы — целоваться, усы — гостинцы есть, локоть — на новом месте спать, подошвы — дорога…
— Ну, Пелагея Ивановна, молодец! — сказал Илья Иванович. — А то еще когда масло дешево будет, так затылок, что ли, чешется…»
Особенно много суеверных примет было о браке. В них отразился страх перед несчастливой семейной жизнью. Верили, что «в мае жениться — весь век маяться», а поэтому «в мае добрые люди не женятся». «Рад бы жениться, да май не велит». Истинная же причина этого запрета в том, что в мае в средней полосе России начинались полевые работы, а поэтому крестьянам некогда было справлять свадьбы.
В старину считали, что брак будет счастливым, если во время одевания невесты,, едущей к венцу, какая-нибудь счастливая супруга вденет ей серьги в уши, если по дороге в церковь начался дождь, и т. д. Брак полагали неблагополучным, если ломалась дуга или выскакивала оглобля, когда молодых везли в церковь. Жених должен был во время брачного торжества вести невесту до назначенного места, не опуская руки, а иначе между ними будет вечное несогласие. Если на невесту в церкви, чтобы не испортить головного убора, не надевали венца, а держал его какой-нибудь мужчина, то верили, что жена изменит мужу, потому что венчались трое вместо двух. При венчании, когда молодые становились на разостланный перед ними плат, замечали: кто раньше ступит на него, тот и будет властвовать в доме. Если после венчания жених первый дотронулся до руки невесты, то он будет господствовать в семье. Кто под венцом свечу выше держит, го за тем будет господство в доме. Если свечи под венцом гаснут, то это предвещает скорую смерть одного из новобрачных; если венчальные свечи сразу задуть — вместе умрут. Чья свеча короче, кто раньше потеряет обручальное кольцо, тот скорее умрет. Многие видели причины семейных ссор в том, что кто-то постучал ложкой о край чашки, поиграл ключами. Если хлеб разваливался в печи, то в этом видели предзнаменование распада семьи, а если лошадь сама распрятлась, то предполагали, что это предвещает измену жены.
В царской России даже в начале XX века, в условиях крайней нищеты, бесправия, зверской эксплуатации народных масс, примитивной техники сельского труда, широко были распространены суеверия. В 1913 году 30 тысяч помещиков имели столько же земли, сколько 10 миллионов дворов бедноты. У одного помещика было такое же количество земли, сколько у 330 крестьянских семей. В 1910 году в России было 7,8 миллиона сох, 2,2 миллиона деревянных плугов и 17,7 миллиона деревянных борон.
До 1903 года существовала порка крестьян розгами за малейшую провинность, за неуплату податей. Только за голодный 1891 год земские начальники перепороли в деревнях 100 тысяч человек. Три четверти населения не умело читать и писать.
В начале XX века врач Шингарев провел санитарно-эконоплческое обследование двух селений Воронежской губернии. В книге «Вымирающая деревня» он отметил, что тараканы водились не во всех крестьянских избах. «Уж так-то бедно они живут, что и тараканов нет, кормить нечем», — говорят в таких случаях. Поэтому возникли приметы: «Если тараканы не живут, это к худу», «Тараканы — к богатству». Суеверные люди даже опасались морить у себя тараканов, чтобы не навлечь этим бедность.
До революции средняя продолжительность жизни людей равнялась 39 годам. Распространению суеверий способствовали эпидемии. Лишь за 4 года — с 1907 по 1910 год — холерой в России переболело 3 миллиона человек. Предзнаменования эпидемий искали в явлениях, не имевших к болезням никакого отношения: «Большой урожай рябины — к оспе» и т. д. Вместо определения истинных причин заболевания человек пытался объяснить происхождение болезней нелепыми причинами: «Есть голову рыбы — к головной боли», «Наступил на чужой след — заболят ноги», «Не шагай через коромысло — судорогой потянут», «Наступил на то место, где ведро стояло, по телу пойдут лишаи» и т. д.
В царской России пожары ежегодно уничтожали до 200 тысяч крестьянских дворов. Страх перед этим бедствием породил множество примет. Если заяц по селению бежит, сверчок по избе летает или дверь избы сорвалась с крючьев — то это к пожару. Крестьяне говорили: «Коли на Епифана [25 мая] утро в красном сарафане — к пожарному лету». В деревнях бытовали суеверия, согласно которым запрещалось тушить пожары, возникшие от грозы, их называли «божьим попущением». Фанатики внушали, что этот «пожар загорелся от милости божьей». Чтобы не допустить дальнейшего распространения пожара, бросали в него свяченые яйца, заливали молоком черной коровы. Крестьяне боялись держать в исправности пожарный инвентарь: бочки стояли без обручей, чтобы «не искушать бога». Многие верили: если вокруг загоревшегося дома встанут по углам благочестивые люди с иконами, то дальше огонь не уйдет.
Однако бывало, что крестьянин, видя, как горит его изба, с гневом бросал икону «Неопалимую купину» в огонь со словами: «Не спасла меня от огня — гори теперь сама». Н. А. Добролюбов в рецензии на сборник пословиц Ф. И. Буслаева отметил пословицы: «Всем богам по сапогам», «Взял боженьку за ноженьку, да и об пол бух».