Конспект занятия по аппликации, которая является разновидностью художественной деятельности, предусмотрен в программе обучения дошкольников. Аппликация из бумаги положительно влияет на развитие мелкой моторики, с ее помощью дети изучают цвета, геометрические фигуры, учатся логически мыслить и развивают творческие способности, терпение и усидчивость.
Занятия аппликацией из бумаги для младших групп подразумевают использование не больше двух-трех заранее подготовленных воспитателем простых геометрических фигур.
Для детей средней и старшей группы предусмотрены более сложные задания, в которых используется большее количество элементов разных форм, причем некоторые из них могут вырезаться детьми под присмотром или с помощью воспитателя.
Для каждого занятия составляется план занятия по аппликации, который должен включать в себя конкретные задачи и иметь программное содержание. Основными задачами плана являются:
— закрепление у детей навыков наклеивания, соблюдение определенной последовательности действий;
— положительные эмоции от литературных произведений;
— развитие самостоятельности, инициативности и творческого подхода.
При этом план должен быть составлен так, чтобы занятие было интересным и познавательным для детей.
При составлении плана учитывается возраст и уровень подготовки детей, а также необходимые для работы материалы.
Занятие по аппликации: средняя группа
Основным заданием занятий для детей этого возраста является создание несложных композиций из фигур различных форм.
До начала занятий воспитатель должен подготовить необходимый материал (демонстрационный и раздаточный). Также заранее составляется план-конспект занятий.
Подготовительная работа с детьми, которая заключается в закреплении навыков вырезания фигур различных форм и правил безопасной работы с ножницами, также проводится заранее.
Во время самостоятельной работы детей воспитатель должен помогать, в случае необходимости вырезать нужные фигуры, а также контролировать процесс наклеивания деталей на бумагу.
Занятие по аппликации: старшая группа
Основной целью занятия по аппликации в старшей группе является ознакомление с симметричным и силуэтным вырезанием, использование различных способов крепления деталей аппликации на фон и создание объемной аппликации из бумаги.
Основными задачами аппликации считаются: умение отличать реальный образ от сказочного; передача яркости образа при помощи цветов и оформления работы; знакомство с объемной аппликацией; зрительный контроль действий рук; развитие умения самостоятельно выбирать тот или иной способ декорирования работы; развитие доброжелательности по отношению к окружающим.
Занятие по аппликации снеговик (занятие рассчитано на детей средней группы).
Основными задачами такого занятия являются вызов у детей интереса к аппликации, а также обучение вырезанию из круга из квадрата, разрезания прямоугольника по диагонали (таким способом делаются глаза снеговика) и срезанию углов квадрата (так можно сделать головной убор снеговику).
Кроме того, во время работы над аппликацией снеговик дети закрепят умения пользоваться ножницами и клеем. Во время занятия дети должны стараться не только самостоятельно составить композицию, но и дополнить ее. Например, кроме снеговика можно дополнить работу падающим снегом, который можно сделать из белой бумажной салфетки.
Перед началом занятия воспитатель должен подготовить конспект занятия по аппликации снеговик, в котором должны отображаться основные цели и задачи занятия, а также описан подробный ход занятия с учетом обязательной физкультминутки.
С детьми в средней и старшей группе можно провести занятие по аппликации цветы.
Воспитателем предварительно составляется конспект занятия по аппликации цветы.
Задача такого занятия – обучение детей создать простую композицию, различными способами размещая детали аппликации на листе бумаги. Кроме того во время аппликации дети учатся самостоятельно подбирать цвета, что позитивно влияет на развитие эстетического восприятия и фантазии.
Аналогичные задачи содержат и конспекты занятий по аппликации на другие темы, например, конспект занятия по аппликации транспорт.
Помимо вышеизложенных задач, аппликация транспорт закрепляет знания о различных видах транспорта, умение работать с шаблонами (например, ребенок учится обводить их и вырезать обведенные детали), развивает аккуратность и внимание.
Во время каждого занятия по аппликации воспитатель использует разные методические приемы, а именно: беседу, рассматривание, объяснения, напоминания и художественное слово.
Открытое занятие по аппликации с дошкольниками проводится довольно часто.
Помимо задач и целей, которые предусматриваются конспектами занятий, во время открытого занятия у детей формируется умение своевременно включаться и участвовать в игровых ситуациях, разговорная речь и пополняется запас слов.
Например, во время открытого занятия в старшей группе можно сделать аппликацию «Дом для собачки».
Во время поделки из бумаги и картона дети познакомятся с искусственными материалами, у них будет развиваться воображение и мелкая моторика. Кроме того занятие положительно повлияет на развитие конструкторского мышления, поскольку дети должны будут собрать один предмет из отдельных деталей.
Для такого открытого занятия необходимо заранее подготовить все материалы, а именно набор деталей для аппликации, кисточку с клеем и наклейку, на которой изображена собака (каждому ребенку). В набор деталей для аппликации входят цветная яркая картонная основа для работы и части домика, вырезанные из вискозы. Также набор можно дополнить мисочкой и косточкой для собачки, которые вырезаны из цветной бумаги. Для открытого занятия нужно подготовить доску иллюстрации, на которой размещены изображения собак, а также мягкую игрушку в виде собаки. В качестве фоновой музыки во время занятия можно использовать песню из мультфильма.