Какие забавные маленькие дети, которые только начинают говорить! Мы умиляемся их «сапкам», «забам», «сыскам». Однако замены и искажения в произнесении шипящих звуков – это временное состояние. В 4 года в речи ребенка не должно быть таких ошибок. Что же делать, если ребенок испытывает трудности и не может правильно выговаривать звуки [ш] и [ж]?
Данные шипящие звуки достаточно сложны для постановки и закрепления в речи. Первое, что вы должны сделать – это обратиться к логопеду. Если же вы сами хотите поучаствовать в обучении своего ребенка правильному произнесению звуков [ш] и [ж], то нужно знать основные правила их вызывания и постановки.
Артикуляционные упражнения, способствующие вызыванию звуков [ш] и [ж].
Артикуляционные упражнения на первоначальных этапах обучения показывает взрослый, а ребенок повторяет их.
Упражнение «Чистим зубы». Откройте рот. Язык поднимите вверх. Кончик языка расположите под верхней губой. После чего сделайте языком круговые движения (по часовой стрелке). Чтобы ребенок контролировал передвижение языка, он может совершать аналогичные движения вокруг губ снаружи указательным пальцем.
Упражнение «Вкусное варенье». Откройте рот. Высуньте широкий язык. Оближите языком верхнюю и нижнюю губы по кругу.
Упражнение «Маляр». Откройте широко рот. Расположите язык вверху, упираясь в небо. Широким кончиком языка погладьте небо (движения вперед и назад). Язычок не должен высовываться изо рта. Челюсть должна оставаться неподвижной.
Упражнение «Грибок». Улыбнитесь так, чтобы были видны зубы. Поднимите язык вверх и присосите его к небу. Язык похож на шляпку, а растянутая подъязычная связка – это ножка.
Упражнение «Гармошка». Улыбнитесь так, чтобы были видны зубы. Поднимите язык вверх и присосите его к небу. После чего, не отпуская язык, совершите следующие движения: открывайте и закрывайте рот (как будто растягиваются меха гармошки).
Упражнение «Фокус». Улыбнитесь. Слегка приоткройте рот. Высуньте язык. Поднимите язык вверх и расположите его на верхней губе. Края языка прижмите к губам.
Упражнение «Чашечка». Широко откройте рот. Высуньте язык вперед и поднимите его вверх, приподняв широкие края.
Постановка звуков [ш] и [ж].
Чтобы научиться произносить звук [ш], нужно правильно расположить язык. Для этого откройте рот. Вытяните губы немного вперед. Поднимите язык вверх к небу. Боковые края языка крепко прижмите к верхним коренным зубам. Получается чашечка. Резко выдохните струю воздуха. Будьте внимательны, чтобы воздух не проходил в бок через края языка. При правильном произнесении звука [ш] воздушная струя сильная, теплая, проходящая посередине языка. Поднеся тыльную сторону руки к губам, можно ощутить струю выдыхаемого воздуха.
Постановка звука [ж] проводится аналогично постановке звука [ш]. Отличие состоит в том, что при правильном произнесении звука [ж] связки сомкнуты, поэтому, если поднести руку тыльной стороной к шее, можно ощутить вибрацию.
Сначала проводится работа по вызыванию звука [ш], после этого – звука [ж].
Когда ребенок научится произносить звуки изолировано (по отдельности), переходите к автоматизации их в слогах, словах и фразах.