Все мы мечтаем чтобы наши дети научились читать как можно раньше. Как им помочь в этом?
ИГРЫ С КНИГОЙ
Игра — основной способ освоения окружающего мира и существования ребенка примерно до 9-10 летнего возраста. Игры формируют привычки, интересы и нравственные ориентиры. В игре нет никакого принуждения, напротив, очень высокая мотивация и эмоциональная насыщенность информации. Поэтому то, что усвоено в игре, надежно закрепляется в сознании и входит в золотой запас вашего ребенка.
Самые простые игры с книгой:
Озвучивание— это рассматривание картинок с самыми маленькими и их звуковое сопровождение. Ребенку очень нравится мычать, как коровка, мяукать, гавкать, шипеть. Очень важно и самой играть всей душой, чтоб эмоционально вовлекаться в процесс. Тогда контакт и удовольствие будут полными.
Игра в прятки — еще одна интересная форма игровой деятельности, развивающая внимательность. Ослик потерялся, шел, шел по лесу и заблудился, давай-ка его найдем. Вы увидите, с каким восторгом обнаружит ваш ребенок этого ослика на самой последней странице книги. Только если вы тоже будете участвовать в этом процессе и комментировать ваши долгие и упорные поиски. Варианты пряток могут быть самые разнообразные. Все зависит от вашей фантазии. Вы можете искать что-то определенного цвета, размера, формы. Таким образом расширяя кругозор ребенка, впоследствии, когда начнете изучать буквы, можно сыграть в прятки с буквой „А” и др.
Копирование картинки— это очень интересная игра, которая заставляет вашего малыша внимательно всматриваться в изображенное. Вы вместе с ним изображаете в лицах и с помощью предметов то, что изображено на картинках. Вы не просто комментируете происходящее, а как будто все время обращаетесь к тексту книги: „Посмотрим, что там написано дальше про Медвежонка, тут сказано, что он очень развеселился. Как, по твоему, смеется наш медвежонок? Молодец! Очень здорово! А потом он присел на пенечек.” И т.д.
Нужно все время провоцировать малыша, чтоб он заглянул в книгу. Она должна стать ему другом, и не просто другом, а самым любимым и интересным.
Очень часто в процессе такой игры ребенок учится творить книгу самостоятельно, он сам придумывает сценарий. Поощряйте подобные проявления. Это бесценный опыт его самостоятельной творческой вовлеченности в процесс чтения. На картинке не всегда изображено именно то, что написано в книге. Поэтому большинство картинок вы имеете возможность воспроизвести самостоятельно вместе с ребенком, опираясь на текст.
„Иллюстрирование книги” – эта игра подойдет детям постарше, которые еще не умеют читать, но уже умеют рисовать. Прочитайте какой-то эпизод и попросите своего ребенка нарисовать его. Чем младше ваш иллюстратор, тем большая помощь ему потребуется. Но не увлекайтесь. Было бы ошибкой самому схватить кисти и краски и начать рисовать за маленького художника. У вас, конечно, получится намного лучше. Но польза от такого рисунка минимальная.
Сложные игры начинаются тогда, когда простые уже освоены и стали неинтересны. По мере взросления малыша, можно усложнять его общение с книгой.
„Игра в Карлсона” или в Красную шапочку, Серого волка, кота Матроскина и т.д.- это совместное фантазирование и проигрывание в обыденной жизни придуманных вами эпизодов из жизни любимых героев. Ваш ребенок может стать на какое-то время деревянным мальчиком Буратино и будет убирать за собой игрушки в полосатом колпачке. Ему придется научиться двигаться, как Буратино, как будто он деревянный. Все должно быть предельно достоверным, иначе игра теряет смысл. К слову сказать, эти игры дают вам возможность использовать заинтересованность ребенка и научить его одеваться, убирать за собой, аккуратно есть, чистить зубы и т.д. вы можете играть в любимых героев и в трамвае, и на даче, и в магазине. Не забывайте все время „советоваться” с любимой книжкой. Она должна быть под рукой. Вы продолжаете читать ее вместе с ребенком. Увлекаться этой игрой не стоит, потому что ребенок, идентифицируя себя с Буратино, котом в сапогах или еще кем-нибудь, может оторваться от действительности и забыть, что он на самом деле Петя Иванов. Поэтому иногда побыть Буратино придется и вам.
„Сочинение сказки”— игра, которая вам понравится, но потребует определеных творческих способностей. Сочинять сказки не так-то просто, но чрезвычайно интересно. Если у вас есть компьютер, вы можете напечатать сказку, снабдить ее иллюстрациями. И пусть ваше чадо активно участвует в этом процессе. Но лучше создавать книгу вручную. Каждый день по страничке. Бережно храните эти алмазы творческой активности ребенка. В процессе создания книги все большая доля участия должна приходиться на него. Когда он научится писать, постарайтесь минимально участвовать в этом.
Если вы не смогли заинтересовать малыша, никогда не заставляйте его играть насильно. Такие действия могут только навредить ему и не принесут ни удовольствия, ни пользы.
И все это время читайте ребенку умные и красивые книги!
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ
Помните о формировании у ребенка нетерпеливого желания наконец научиться самостоятельно проникать в увлекательный мир книги: „Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать, не надо бабушку просить…”
Но первые неудачные опыты могут начисто отбить охоту. Он понимает, что научиться читать не так-то легко и с трудом повторяет попытки. Еще буквы выучить туда-сюда. А вот соединить их в слова и прочитать, а потом понять, что ты прочитал — это довольно тяжело. Но постепенно вы преодолеете и эту трудность.
Учитесь читать в игре. Существует много методик обучению чтению. Но главное, о чем вы должны помнить, не насилуйте себя и малыша. Не превращайте это в неприятную обязанность, не сравнивайте своего ребенка с соседским мальчиком, который давно сам читает, ни в коем случае не ругайте, если что-то не получается. Это только затормозит процесс. Тут вам пригодятся терпение, любовь, последовательность, фантазия. Можно процесс обучения обыграть, превратить в праздник, в увлекательную игру. Пусть она будет коротенькой, но ежедневной и действенной.
Дружные ребята— модификаций у этой игры может быть множество. В ней буквы одушевляются. Они друзья и вместе составляют слово. Одна буковка словно бежит навстречу другой. И мы произносим, тянем звук „Д”, пока он не достигнет нового звука „А”. А вместе они заговорят и скажут нам коротенькое слово „да”.
Можно пробовать соединять разбежавшихся друзей в любую свободную минутку. Мы, например, занимались этим на кухне, в троллейбусе, рисуя буковки на стекле, сидя на диване. Несколько минут неутомительного занятия. И ребенок постепенно начинает привыкать связывать буквы в слоги, а потом в слова.
Найди близнецов— игра заключается в том, что уже прочитанный слог ребенок ищет в печатном тексте. Интереснее, когда это любимая книгаили просто подвернувшийся по руку текст газеты, журнала, вывески. Малыш понимает, что книги бывают разные, не только с красивыми иллюстрациями. Все это нужно неизменно соповождать вашими комментариями и хвалить за достигнутые успехи, тогда играть в эту игру интересно. Обязательно проговаривайте найденные слоги, чтоб они ассоциировались не с двумя разными звуками, произнесенными раздельно, а с одним. Постепенно визуальное привыкание к виду слогов приведет к автоматическому соединению букв в слоги.
Абракадабра— попытайтесь из абракадабры, которая получается, когда читаешь слово по буквам, составить слово, чтоб понять смысл зашифрованной записки. Не умеющий читать Разведчик-слоненок должен обязательно понять задание центра, чтоб выполнить секретную миссию. Вы увидите, как будет смешно ребенку услышать исковерканные неумелым разведчиком слова. И как он будет гордиться своей способностью помочь ему . Иногда абракадабры получаются такие смешные, что вы от души посмеетесь вместе со своим „слоненком”.
НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ЧИТАТЬ
Уже после того, как ваше чадо научилось самостоятельно складывать буквы в слоги и слова, пройдет еще немало времени, пока он овладеет беглым чтением. И это не будет вызывать у него негативных переживаний, связанных с медленным воспроизведением и пониманием прочитанного. Поэтому в этот период, кроме его самостоятельных опытов, ребенок должен чувствовать вашу поддержку.
Продолжайте читать ему вслух и обсуждать прочитанное. Умышленно дочитывайте до самого интересного места и вдруг неожиданно вспоминайте о необходимости срочно отойти в магазин, приготовить ужин, постирать и т.д. Книгу, естественно оставляйте на самом видном месте. Рано или поздно ребенок сам потянется к ней, чтоб узнать, что там дальше. Можете спровоцировать его на это, если он не догадывается. Выкажите заинтересованность в судьбе героев книги и удивитесь, что он до сих пор сам не дочитал ее. А если дочитал, обязательно похвалите и попросите пересказать интересующий вас эпизод. Только искренне интересуйтесь. Он должен понимать, что это не обязанность, что его не заставляют, что это он сам. И поэтому молодец!
Ребенок — это как чистая доска. Все, что говоришь он запоминает, поэтому обучение чтению рекомендуют с раннего возраста