Двигательное развитие ребенка на втором месяце

Двигательное развитие ребенкаВ этом возрасте ребенок лучше контролирует свою мышечную деятельность, движения становятся более координированными («моторная координация»). Прогресс отмечается всегда от мышц головы к мышцам конечностей.

Общая подвижность

 

а) Лежа на спине, у ребенка еще отмечается тенденция к согнутому положению верхние и в особенности нижние конечности согнуты. С кажди новой неделей он начинает лежать все больше растянувшись, руки разогнуты и отдалены от туловища, а нижние конечности вытянуты, причем угол коленного сустава (между ляжкой и голенью) становится все более широким. Ребенок сучит то одной ножкой, то другой, редко обеими вместе. В начале 2-го месяца он лежит на спине в асимметричном положении рука и голень с одного боку вытянуты, а с другого согнуты. Голова имеет тенденцию склоняться в сторону вытянутых конечностей. Лишь к концу второго и началу третьего месяца ребенок, лежа на спине, принимает симметричное положение и начинает сучить одновременно обеими ножками.

б) Лежа на животе ребенок уже не сохраняет согнутое положение; грудная клетка вытянута, голова немного приподнята, не более чем на 45°. Плечи еще оттянуты назад. Руки вытянуты, но не постоянным образом, ребенок опирается на предплечья.

Сохраняется флексия бедра и эта физиологическая тенденция к сгибанию способствует несколько приподнятому положению ягодичной области. Ноги раздвинуты и повернуты наружу по отношению к бедру;’ временами ребенок сучит ногами поочередно. Лодыжки и ступни вытянуты.

в) Мышцы плеч и рук. Ребенок начинает протягивать и подымать руки вдоль головы. До начала второго месяца грудной ребенок держит все время руки сжатыми в кулаки. Если кто-нибудь из взрослых вкладывает палец в ручку ребенка, последний сжимает кулак еще сильнее. Постепенно, в течение всего второго месяца жизни, пальцы ребенка разгибаются и к началу третьего месяца пальцы уже бывают разогнуты.

г) Поддерживаемый подмышками, ребенок держит голову и шагает «автоматически, опираясь на кончики пальцев, делая широкие, отрывистые движения (наподобие космонавта).

 

д) Положение ребенка в кроватке. Не отвергая категорически положение лежа на спине, следует однако подчеркнуть, что образ развития мышечного тонуса показывает, что ребенка следует лучше укладывать либо на бок, либо на живот (как это принято за последние годы), начиная со 2-ой — 6-й недели жизни. Положение лежа на животе представляет два преимущества устраняет опасность аспирации в дыхательные пути срыгнутой жидкости и ведет к более скорому укреплению мышц спины, которые позволят ребенку в дальнейшем стоять на ножках.

Лицо грудного ребенка начинает становиться более выразительным; он реагирует по-разному в зависимости от того, как с ним разговаривают. Постепенно он обретает контроль над мышцами лица, над мышцами двигающими глазные яблоки и над мышцами затылка.


Глаза
.

Благодаря ограниченному контролю над мышцами лица и глаз, взгляд ребенка в возрасте одного месяца не «схватывает» тот или иной предмет если он не находится по линии его взгляда и на некотором расстоянии. Однако по-немногу грудному ребенку удается следить взглядом, так что к 3-месячному возрасту он может следить за предметами, находящимися во всем поле его зрения. Это значительный прогресс, так как он позволяет ребенку обогащать свой опыт и, прежде всего, узнавать свою мать. Малый грудной ребенок «внимательнее» наблюдает человеческое лицо, чем какой-нибудь цветной предмет.

Если ребенка вывозят в коляске в сад, он восхищен игрой света и движениями ветвей.

Если перед его глазами проводят какой-нибудь ярко-красный предмет, ребенок будет следить за ним глазами лишь в течение нескольких секунд. Если опыт повторяют в течение более продолжительного времени, ребенку это «надоедает» и он начинает «косить» глазами; впрочем, косоглазие (страбизм) в этом возрасте — преходящее явление.

Речь.

 

А. Лепет. В моменты удовлетворения и веселия ребенок издает несколько гортанных звуков, которые по-немногу организуются в форме лепета. Ребенок «произносит» несколько звуков (а, е, о, у, ее). К концу месяца он связывает эти гласные с согласной «х (ха, хе, ехе)». Смех еще гортанный и сопровождается движениями мышц, контролирующих мимику.

Б. Крик. Крик ребенка еще остается средством общения. Ребенок чувствует глобально (всем телом) и выражается еще глобально если он чувствует себя хорошо, ребенок ненапряжен, он выражается лепетом, улыбкой; если же он чем-либо недоволен у него появляется беспокойство, он кричит.
В то время как в течение первого месяца мать никак не понимает, что именно хочет ребенок ей сообщить своим визгом, теперь она начинает постигать тончайшие нюансы, учится понимать своего ребенка.

а) Визг от голода имеет повелительный характер, сопровождается сосательными движениями губ, вращениями головы в поисках груди или соски. Он возникает примерно за четверть часа или полчаса до момента кормления. Ребенок немного успокаивается, затем опять начинает виз-гать с новой силой и пересатет только когда мать начинает его кормить.

б) Визг по поводу какого-нибудь неудобства почти беспрерывный и имеет другой, несколько более неприятный тон; он сопровождается беспокойством и ребенок успокаивается лишь когда мать обнаруживает причину неудобства слишком тесное пеленание, мокрые пеленки, слишком жарко или ребенка беспокоит слишком яркий свет.

в) Визг по поводу колик бывает пронзительным, сопровождается движениями сгибания голеней, беспокойством, выпусканием газов. Если стул нормальный, не возникают рвоты и если аспект ребенка нормальный, нет оснований для беспокойства; эти припадки наблюдаются часто во 2-м месяце (постепенно исчезают после 3—4 месяцев).

Для успокоения колик мы рекомендуем, в порядке их действенности, следующие мелкие «технические» приемы

1) Ребенка следует кормить (грудью или бутылочкой) несколько медленнее.

2) Во время кормления грудью мать должна быть спокойной, ненапряженной.

3) После кормления, ребенка надо держать 2—5 минут в вертикальном положении, головкой на плече матери и прижав животик к груди матери, если можно непосредственно «кожей к коже». Тепло и давление успокаивают колики. Затем ребенка укладывают в кроватку на животик.

4) Ребенка укладывают на животик и мать слегка нажимает правой рукой на животик ребенка, начиная с права и с нижней части живота и продвигая руку в виде дуги к верху, налево и вниз (к печени под ребра -» верхний левый угол, в зоне селезенки — вниз, вдоль левой стороны живота) в направлении часовых стрелок. Таким образом пузырьки воздуха проглоченного ребенком перемещаются. Кишечные спазмы успокаиваются, кишечное содержимое меняет свое положение и может продвигаться по направлению к конечным сегментам толстой кишки.

5) Наконец, можно испробовать прием, который фигурирует во всех наших книгах наложение на живот компресса смоченного в теплой воде (не горячей!) и побрызганного спиртом (спирт в большом количестве может проникать в дыхательные пути ребенка или абсорбироваться кожей, обусловливая интоксикацию!).

6) Кормящую грудью мать следует распросить относительно ее собственного режима питания и кишечного транзита. Поглощение определенных продуктов (кофе, чай, спиртные напитки, капуста, сушенная фасоль и пр.) или же прием определенных медикаментов (кофеин, миофилин, слабительные и пр.), понос, «припадки» колита или печени у матери часто вызывают брюшные колики у вскармливаемого грудью ребенка.

7) Когда колики или припадки плача (без видимой причины) повторяются, можно прибегать в крайнем случае к «традиционному» и столь спорному приему ребенка укладывают на живот и дают ему в рот пустышку. Не забывайте кипятить пустышку ежедневно и мыть ее если она случайно падает на пол!

Если ни один из этих приемов не дает результатов надо обратиться к врачу, который устанавливает если в данном случае не идет речь о каком-нибудь более серьезном заболевании. В том случае, когда плач ребенка не вызван болезнью, некоторые врачи рекомендуют успокаивающую микстуру.

г) Визг, предвещающий сон имеет более монотонный характер и возникает после периода бодрствования, в течение, которого покой ребенка нарушался окружающими его лицами (уход, чрезмерные ласки, посещения друзей). Ребенка следует отнести в спокойное место и уложить спать; он немедленно успокаивается. Если нужно, несколько ослабляют слишком тесно прилягающие пеленки. В том случае когда ребенка укладывают в коляску, его можно немного покатать (даже и в квартире).

9) Визг, выражающий только радость пошуметь и показать свою силу; мать со временем привыкает его распознавать, потому что обычно это происходит вечером. Ребенок кажется довольным и все же этот визг возобновляется каждый день в одно и то же время. Мать не должна пугаться; наоборот, этот визг — признак силы и желания общения. Если ребенка берут на руки, он успокаивается; он любит чувствовать тепло тела матери, ее запах, ее объятие. Если мать гуляет с ним медленно по комнате, говорит с ним нежным голосом, ребенок успокаивается и засыпает.

е) Визг как признак тревоги появляется без видимой причины; мелкие успокоительные приемы остаются без результата. Если визг пронзительный и продолжительный, а вид ребенка изменяется по сравнению с предыдущими днями, следует вызвать врача.

Таким образом, на втором месяце жизни ребенка мать, научившись смотреть, слушать его, обретает весьма существенное умение, а именно, как понимать ребенка, еще не обладающего речью для того, чтобы выражать свои желания, неудобства, страдания.

Вначале всякая мать ощущает неуверенность, беспокойство, но вскоре она начинает гордиться тем, что умеет понимать «обращения» ребенка.

Аффективность. Поведение ребенка в первые шесть недель жизни отражает лишь два главных состояния а) довольство (скорее, спокойствие) и б) недовольство. У ребенка имеются только простые ощущения, как например ощущение положения; он но любит когда его беспокоят (когда он спит, ест или бодрствует). Весьма существенно, чтобы мать ухаживала за ним умело и спокойно. Глубокий сон или удовлетворенный вид когда ребёнок бодрствует отражают состояние хорошего равновесия. Существует множество причин для недовольства, для неудобства и неприятное ощущение, которое возникает в результате этого, выражается криками (визгами).

Восприятие Очевидно, в этом возрасте порог восприятия грудного ребенка является весьма высоким. Световые, слуховые, вкусовые или обонятельные раздражения должны быть очень сильными, чтобы ребенок мог их воспринимать как нечто неприятное. Наоборот, кожные, лабиринтовые, интероцептивные ощущения очень развиты, гораздо больше, чем у ребенка старшего возраста; отсюда вытекают главные неприятности для новорожденных и грудных детей в первые месяцы жизни.

а) Чувствительность кожи выражается в том, что ребенок плачет, беспокоен когда у него грязные пеленки; фекалии и моча вызывают мацерацию и раздражение кожи. Ребенок реагирует резко при контакте с холодным или горячим предметом. Наоборот, его крик часто успокаиваетая лаской, которая радует и удовлетворяет его как и малых животных; мягкий и теплый контакт кожи другого лица доставляет ему большое удовольствие и повидимому даже необходим для него.

б) Интероцептивные ощущения (с исходной точкой внутри тела) — Неприятными бывают только пищеварительные ощущения. Газы вжелудке в результате проглоченного при кормлении грудью воздуха, вызывают иногда чрезвычайно неприятные ощущения, что влечет за собой беспокойство, которое сопровождается гримасами, криком, мешающим продолжать кормление; ребенок успокаивается только тогда, когда он выпускает газы; боли и кажущееся отсутствие аппетита утихают со дня на день путем корригирования техники питания.

в) Голод и жажда — самые главные источники неудовольствия для малого грудного ребенка; удовлетворение, которое он получает при сосании, заслуживает особого внимания. С первого дня жизни здорового ново-рожденного, сосание является единственным совершенно координированным и адаптированным жестом; в то время когда все остальные движения отличаются анархичностью и неспособностью достигать определенной цели, рот является с самого рождения местом хорошо направленного и организованного рефлекса, точно достигающего цели и позволяющего ребенку питаться. Поведение ребенка во время сосания имеет весьма особый характер он спокоен, счастлив, смотрит только на мать пристально и неотступно, «ест ее глазами», интимно связан с ней.

Все эти ощущения воспринимаются ребенком пока глобально (он охвачен ими целиком, всем телом). Он целиком доволен или целиком не доволен. Очень важно, чтобы мать внимательно следила за нуждами и жизненным ритмом ребенка. Она должна записывать в тетрадь в какие часы ребенок ест, когда он бодрствует и т.д- и таким образом устанавливает ежедневное расписание (кормления, перемена пеленок, купание, прогулка) в зависимости от его индивидуальных характеристик и нужд. Постепенно грудной ребенок узнает свою мать уже к концу второго месяца голос матери вызывает у него реакции, которые не вызывают другие голоса.

Улыбка . К половине 2-го месяца грудной ребенок отвечает на уход и ласку матери своей первой улыбкой. Вначале это только намеки на улыбку, скорее гримасы, появляющиеся спонтанно и соответствующие — вероятно — приятным ощущениям. Но в ясной форме, лишь на шестой неделе появляется улыбка, адресованная матери, в ответ на ее голос. Этот момент следует отметить, так как он знаменует собой важный показатель на пути психического созревания ребенка и в то же время счастливый момент в жизни семьи.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector