Для начинающего педагога или воспитателя планирование по теме «Весна» не должно представлять никакой особой проблемы, ведь это волшебное время года наполнено огромным количеством событий, праздников, тем для наблюдений и эстетического воспитания. Проблемой будет втиснуть все то, что хочется в рамки определенных часов плана, впрочем, если подойти к делу заранее, то можно обеспечить увлекательные и полезные занятия с малышами с марта по май.
Тематическое планирование «Весна»
Организация тематического планирования «Весна», особенно когда речь идет о группе детского сада, должна строиться по нескольким основным направлениям. Это физическое развитие, которое очень важно для малышей любой возрастной категории, это любимое почемучками познание, развитие коммуникативных способностей, а также обязательное эстетическое воспитание, которое позволяет гармонично развить личность.
Тематическое планирование по теме «Весна» обязательно разрабатывается заранее, оно позволяет педагогу понять, чему именно он будет обучать, какие для этого понадобятся дополнительные знания и материалы. При этом необходимо понять, в какой последовательности, что именно будет изучаться, так как все уроки могут быть выстроены в хронологическом порядке. Весенние дни сами дадут вам подсказки, о чем вести уроки и рассказывать, в какие игры играть, какие устраивать конкурсы и соревнования, а какие давать задания.
Итак, начинаем мы с физического развития. На первых этапах, когда еще достаточно прохладно, активность на улице, естественно, ограничивается. В зале и комнате вы можете выполнять физические упражнения, которые уже освоили на протяжении зимы. Для апреля и мая можно в ходе планирования «Весна» старшей группы освоить самокаты, велосипеды. Параллельно с уроками познания, можно научиться народным традиционным играм, таким как горелки, салочки, прятки.
Обширное поле для деятельности может предстать в ходе уроков трудового воспитания. Дети, вопреки мнению многих взрослых, с удовольствием осваивают трудовые дисциплины, если им это интересно преподнесено. Чтобы методы планирования позволили вам составить качественную программу, используйте подручные материалы, которые можно купить, даже ориентируясь на ограниченный бюджет. Это могут быть комнатный огород, когда малышам каждому раздаются горшочки с землей и луковички, которые нужно посадить и ухаживать за ними. Также можно сажать семена растений, заодно в этой полуигровой форме проводя занятия, рассказывая об основах ботаники. Полезно будет прогуляться в парк, понаблюдать за работой людей в нем, рассказать деткам про весенние работы в саду и огороде и о том, насколько они важны для будущего урожая, а потом провести мини-субботник на площадке, собирая веточки деревьев и оставшиеся с осени листья. Задания, которые можно поручить для выполнения с родителями – это традиционное изготовление скворечника, оно неизменно приводит в восторг малышей уже столько поколений подряд. Можно также разбить небольшой огород или сад рядом с детской площадкой.
Перспективное планирование «Весна»
Как мы уже сказали выше, перспективное планирования весной имеет огромное количество тем, тем более, когда речь идет об эстетическом воспитании. И конкурс весенних поделок своими руками – это далеко не единственное развлечение, которое может быть придумано для воплощения на протяжении этих трех месяцев.
Кроме самой весны, как темы для различных природных поделок, на это время года приходится несколько любимых всеми, и детками в том числе, праздников. Начинается весна всегда с женского дня – с 8 марта. И делать открытки для мам, аппликацию на тему «Весна», поделки своими руками будет интересно каждому ребенку. Для планирования «Весна» в средней группе можно не только использовать традиционные лепку из пластилина, рисунок и аппликацию, но и уже более сложные и эффектные техники, например, торцевание или декупаж.
На это время приходится еще один любимый детворой праздник – Пасха. Он также включается в план творческих и развивающих занятий, малыши любят учиться делать своими руками расписные яйца, декорировать пасхальные корзинки, создавать открытки. Также можно сделать на кухне небольшой практикум по выпеканию пасочек или их украшению глазурью и цветными посыпками.
Кроме создания шедевров своими руками, детям будет интересно развивать художественный вкус, рассматривая картины художников, посвященных весне. Выбирайте пейзажи с деталями, которые будет интересно рассматривать, задавайте вопросы, объясняйте причинно-следственные связи между природными явлениями, человеческой деятельностью, поведением птиц и зверей в весеннее время.
В программу обязательно необходимо включить разучивание стихов, песен, загадок, пословиц и поговорок, темой которых являются весенние явления. Тематическое планирование старшей группы «Весна» может включать сюжетно-ролевые игры, которые будут раскрывать мир животных и растений в лесу, деревенской весенней жизни, инсценировку сказок или песен. Вместе вы можете разучить танцы, такие как хоровод или ручеек под народную музыку, как в комнате группы, так и на площадке, на улице.