Для чего ребенку нужен конструктор? Как он влияет на его развитие? Как правильно выбрать конструктор и какие виды существуют. Обо всем этом пойдет речь в нашей статье…
Знакомая картина ? малыш, отставив в сторону нового плюшевого мишку или машинку с пультом, строит на кухне из маминых кастрюль башню, а забор вокруг нее ? из поваленных на пол табуреток? Так ли уж не прав ребенок, построив свой мир из подручных средств? Ведь конструирование ? полезное занятие, оно способствует развитию моторики, формируют образное и пространственное мышление, тренируют воображение и развивают творческие способности. Ведь, для того, чтобы построить башню, нужно ее сначала придумать, потом представить, как она должна выглядеть в целом, потом мысленно разбить ее на детали и наконец добиться сходства с представлением о башне, при этом не дав деталям развалиться.
Конечно, кастрюли ? не самый подходящий материал для строительства башни. Лучше заменить их каким-либо набором конструктора, благо сейчас их существует огромное количество.
Какие бывают конструкторы?
Кубики ? одна из первых игрушек малыша. Они могут быть пластиковыми или деревянными. Помимо развития навыков конструирования, деревянные, не покрытые лаком кубики также способствуют развитию тактильных ощущений. Совсем маленьким детям достаточно всего нескольких кубиков. Их можно ставить друг на друга, строя пирамидку, а еще интереснее ? ломать ее. К двум годам ребенок способен осилить стандартный набор строительных материалов, состоящий кубиков, конусов, брусков, треугольников. Из такого набора можно построить уже что-то посерьезнее пирамидки.
Металлические конструкторы состоят из мелких пластинок различной формы с отверстиями, которые можно скреплять винтами. Собрать из него можно различную технику и здания, также конструктор дает возможность ребенку познакомиться с инструментами – отверткой, гаечным ключом. Существуют варианты таких конструкторов из пластика ? детали в них крупнее и подходят для детей более младшего возраста, но они менее долговечные. Металлические конструкторы рекомендуют в школах для использования на уроках труда ? они формируют пространственное мышление и развивают мелкую моторику.
Мягкие конструкторы, текстильные или из мягкого пластика. Это набор деталей, вырезанных в планшете толщиной 1 см. Обычно них нужно собрать объемную модель по образцу. Такая игра развивает у ребенка тактильную память и чувство формы.
Наборы из пластиковых деталей. Они имеют соединительные элементы и с их помощью крепятся друг к другу. Все дети знают такие наборы, выпущенные фирмой Lego. Есть наборы для совсем малышей, с деталями большого размера, и для детей школьного возраста – с большим количеством мелких, однотипных деталей. Из такого конструктора можно собрать не только здания и технику, но и фигуры, напоминающие людей и животных. К набору, помимо строительных деталей, обычно прилагаются фигурки людей, окна, колеса для машинок и т.д.
Настоящие, только маленькие, ? недавно появившиеся на рынке конструкторы из уменьшенных настоящих кирпичей или бревен. Они включают в набор также мастерок, специальный цемент, дополнительные архитектурные детали. Детали конструктора идеально подходят друг к другу и прочно скрепляются, поделка получается аккуратной и выгладит как настоящая. Такой конструктор позволяют создать уменьшенную модель реального мира, но который подчиняется правилам ребенка. Можно с помощью полученных поделок разыграть ролевую игру, а потом разобрать домик ? конструктор, конечно же, подразумевает многоразовое использование.
Тематические наборы для конструирования ? они включают в себя фигурки человечков, животных, растений. Есть наборы с персонажами из современных фильмов и мультиков: Гарри Поттер, Шрек, различные принцессы. Размеры фигурок небольшие, удобные для детской руки. Такие наборы позволяют ребенку смоделировать игровую среду – ферму, замок, зоопарк, и обыграть соответствующий сюжет, хотя возможности для конструирования не очень велики.
Наборы для сборки определенной игрушки. Возможность такого набора ограничена сборкой определенной игрушки, обычно это машинки. Их плюс в том, что ребенок может играть в игрушку, которую сделал самостоятельно, пусть и по образцу. Но воображение ребенка не развивается при использовании таких наборов. Стоит отдельно рассмотреть наборы для создания роботов-трансформеров и других монстров. Они несут в себе агрессию и служат для обыгрывания сюжета войны. Трансформер, помимо функций конструирования, является также образной игрушкой, но его образ полностью задан взрослыми (с помощью тех же комиксов и внешнего облика). Такая игрушка сама навязывает ребенку действия с ней и не дает возможности для развития детского воображения, для обыгрывания различных сюжетов.
Магнитный конструктор состоит из намагниченных палочек и пластинок и шариков. Он позволяет создавать очень необычные по форме и свойствам постройки: разнообразные архитектурные строения, конструкции с вращающимися частями, технику, модели животных, абстрактные конструкции. Кроме того, с его помощью ребенок знакомится со свойствами магнитов. Конструктор предоставляет очень большие возможности для моделирования, однако игры с ним носят слишком абстрактный характер, и подходят скорее для школьников. К магнитному конструктору близки по свойствам криволинейные контурные конструкторы, состоящие из гибких трубочек, жестко скрепленных между собой, и конструктор с креплениями по принципу сустава.
Как правильно выбрать конструктор?
Прежде всего, нужно ориентироваться на возраст ребенка. Для совсем маленьких нужен конструктор с простыми большими деталями, удобными для детской руки. Сложные тематические наборы ему пока без надобности. Кроме того, функция конструктора для 2-3 летки ? научиться строить простейшие конструкции, фантазировать, ставить перед собой задачи и искать пути их решения. Если конструктор окажется слишком сложным, малыш может надолго потерять интерес к такому виду игры. И, конечно, необходимо руководство взрослых – ведь ребенок еще не знает, для чего нужны эти красивые фигурки.
В 4-6 лет ребенок увлечен ролевой игрой, и ему нужен конструктор, который можно использовать в различных вариантах таких игр. Детали становятся меньше, а возможности конструктора разнообразнее. Так как постройки используются в игре, то детали должны прочно крепиться друг с другом, и в то же время легко разбираться силами ребенка. Хорошо, если деталей будет много – тогда фантазия юного строителя не будет ограничиваться ничем. Впрочем, подсказки взрослых и толчок к новому повороту сюжета не помешает.
В 6-7 лет конструирование для ребенка становится интересно само по себе, как возможность создать что-то новое, изучить свойство предметов, попробовать новые формы. Ребенок может увлеченно собирать абстрактные конструкции «ради процесса». Кроме того, он в состоянии строить по достаточно сложному, последовательному плану, который прилагается к конструктору, и уже нет нужды родителям демонстрировать возможности сбора деталей. А скоро он удивит родителей сложными и красивыми конструкциями собственного изобретения.