Методика Глена Домана

Методика Глена Домана

В этой статье мы расскажем о Глене Домане и его методике раннего развития детей.

 

В конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названным «Институтом ускоренного развития ребенка» («Better Baby Institute» (BBI), начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. В первую очередь, больных детей (кроме слепых) учили читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и эти слова громко произносили вслух.

 

Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Со слепыми детьми дело обстояло сложнее — первый шаг их программы состоял в том, чтобы дать им возможность видеть хотя бы очертания. В результате, когда такие дети начинали читать, параллельно с этим, постепенно, понемногу, они начинали и двигаться.

 

До обучения по методике Домана эти дети отставали по всем показателям физического развития детей, а спустя некоторое время после начала обучения — по весу, росту, окружностям головы и грудной клетки на 20% превосходили обычных детей! Систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми.

 

Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами, и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их детьми Возрождения.alt

Глен Доман советует:

1. Начинать как можно раньше.
2. Учите с удовольствием.
3. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.
4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
5. Создайте подходящую обстановку для обучения.
6. Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.
7. Почаще вводите новый материал.
8. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.
9. Если вам и вашему ребенку не интересно — прекратите занятия. Видимо, вы делаете что-то неправильно.

Как проходят занятия?

altНесколько раз в день в спокойной обстановке ребенку показывают (не дают в руки, а именно показывают на расстоянии не менее 45 см. от лица) и называют карточки, представляющие биты знаний разных категорий

 

Показывают очень быстро, 1 секунда на показ и 5 на то, чтобы проговорить название. Доман рекомендует начать с представления 5 различных категорий знаний, каждая из которых содержит по 5 бит (всего 25 карточек) и показывать их не менее трех раз в день, постепенно увеличивая количество предлагаемых категорий и темп показа. Уже усвоенную детьми информацию можно и нужно заменять новыми битами (по одной карточке ежедневно), использованные карточки нужно убирать в картотеку и возвращаться к ним по мере необходимости. Как правило, ребенок усваивает один бит информации (т.е. один факт-карточку) за тридцать показов.

За родителями признается бесспорное право разработать собственную, отличную от домановской, классификацию фактов по разделам и категориям. Сам автор методики среди различных областей знаний считает приоритетными чтение и математику. По его мнению, именно они больше всего влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

 

Чтение.

При подаче общих энциклопедических знаний ребенку демонстрируют карточки с фотографиями, рисунками предметов, людей, животных и пр., а обучение чтению по Доману заключается в показе карточек со словами, написанными большими красными буквами. В итоге малыш «перескакивает» через буквенно-звуковой этап и учится читать сразу целые слова.

 

Математика.

На занятиях математикой Доман предлагает уйти от абстрактных чисел, заменив их предъявлением ребенку на тех же карточках определенного количества точек (от одной до бесконечности), называя, сколько именно точек изображено. Строго говоря, их нужно называть кружками. Карточки показываются поочередно, регулярно и быстро. Постепенно это развивает у ребенка способность «на глаз» определять количество увиденных точек без их подсчета, что в свою очередь позволяет оперировать устно многозначными цифрами.

 

alt

Физическое развитие.

Доман разработал целую систему физического развития детей. В первую очередь, считает ученый, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц кроха будет проползать по несколько метров в день. Это сильно влияет на развитие способностей малыша. Конечно, надо обучать его так, чтобы это было психологически комфортно, стараться исподволь развить врожденные рефлексы.

 

Доман рекомендует учить малыша делать все, что только возможно — вертеть и крутить его различными способами (так называемая динамическая гимнастика). Развивая его таким образом, еще во время первого года жизни можно создать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Он утверждает, что дети, с которыми занимались динамической гимнастикой и не делали больше ничего, уже были развиты значительно лучше своих сверстников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector