Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Но специалисты утверждают, что есть определенные критерии и задачи, с которыми должны справляться дети конкретного возраста.
Эти критерии делятся на 5 групп:
— мелкая моторика (раскрашивание картинок, складывание конструктора или кубиков);
— крупная моторика (ходьба, ползанье и др.);
— владение речевым аппаратом (языковые навыки, способность говорить и понимать);
— интеллектуальные способности;
— социальная адаптированность.
Исходя из них можно определить, достаточно ли развит ребенок согласно своего возраста.
Родители желают своему ребенку только самого лучше. Они подбирают ему хорошую школу, пытаются привить правильное воспитание, подобрать верных и преданных друзей. Но для того, чтобы Ваш малыш смог сам всего добиться самостоятельно, с ним нужно много и усердно заниматься. Причем нужна не только физическая подготовка, но и всестороннее развитие личности в детском возрасте (эмоциональное, физиологическое, психическое и др.). Ведь не зря утверждают психологи, что самый важный и ответственный отрезок жизни человека – это от 0 до 5 лет. Именно в этот период времени он формируется как личность, вырабатывает те качества, с которыми он пойдет дальше по жизни. Поэтому родителям нужно разобраться в тонкостях детского развития, понять, что должны уметь дети определенного возраста.
Развитие ребенка от 0 до 1 года
Вот Вы уже счастливые родители. С суточным графиком и с рационом питания разобрались. Но все то, что касается особенностей развития малыша в его первый год жизни – вопрос неизведанный. А начать следует с физического развития. И зарядка в этом станет прекрасным помощником. К примеру, положив малыша на спинку, можно взять его за ножки и осторожно двигать ими, подражая езде на велосипеде.
Те же упражнения повторяются и с ручками. При этом можно рассказывать ребенку веселые стишки или потешки, спеть песенку. Во время купания тоже нужно уделить время занятиям; научить его выливать воду из ведра или сита, пускать кораблик и другие действия. Дайте детям возможность экспериментировать по собственному усмотрению, так как эти занятия прекрасно способствуют развитию координации движений.
Играя в любимую всеми детьми игру «Ку-ку!», тренируется внимание и память. Уделите время и на эмоциональное развитие малыша. В столь юном возрасте для них подойдет спокойная музыка или негромкое пение мамы. Ну и конечно забота и постоянное общение – вот основные средства развития малыша в период с 0 до 1 года.
Развитие от 1 года до 3 лет
Это то время, когда ребенок начинает говорить, пытается общаться с окружающими на родном языке. Правда, не у всех это пока хорошо выходит, поэтому развитие речи в детском возрасте требует помощи и коррекции взрослых. Главное в таком деле – регулярно разговаривать с детьми, задавать им вопросы, уметь выслушивать. В возрасте 1 года малыш понимает далеко не все слова, но он прекрасно реагирует на Ваш голос и его интонацию. Это обязывает родителей общаться с чадом только спокойно, неторопливо, с улыбкой.
Тренировка крупной и мелкой моторики помогает не только физическому развитию, но и развитию речи, мозга и сенсорных способностей. Начать заниматься мелкой моторикой можно с раннего возраста. Так, грудничкам делают массаж пальчиков, а годовалому ребенку, научившемуся брать игрушки в руки, следует давать предметы разной величины, текстуры и формы. Ещё одно прекрасное «пальчиковое» занятие – это лепка. Она способствует не только усовершенствованию мелкой моторики, но и воображению. Лепить малыши могут из соленого теста, пластилина, глины. Также, для координации движений и внимания, им необходимо предложить нанизывать на веревочку деревянные или пластиковые колечки. Маленькому человечку придется очень постараться, так как это занятие не из легких.
Память – один из важнейших процессов в жизни. Его тоже нужно тренировать играя. Для годовалого малыша подойдут такие занятия: под одно из двух одеял прячется любимая игрушка, а затем ребенок должен открыть то одеяло, под которым она лежит. В ходе игры любопытно понаблюдать за детской реакцией: лицо малыша становится сосредоточенным, он пытается вспомнить, куда же положили его игрушку.
В развитие ребенка от 1 года от 2 лет подойдет игра «Что исчезло?»: перед ребенком раскладывается 4-5 предметов, которые он должен внимательно изучить, и после, когда малыш отвернется, один из них прячется. Повернувшись обратно, ребенок должен вспомнить, что именно исчезло. С возрастом количество предметов нужно увеличивать. Психическое развитие в детском возрасте тоже немаловажно, как и память. Корректировать поведение малышей родители могут исключительно спокойно, терпеливо, без криков, объясняя ребенку его ошибки.
Не забывайте о рисовании. Методика раннего развития делает на нём особенный акцент. Для рисования можно использовать какие угодно средства: мелки, карандаши, краски, фломастеры. Некоторые считают, что рисование просто развлечение, которое ничего не дает ребенку. Но на самом деле оно прекрасно способствует развитию речи и мелкой моторики, фантазии, навыкам восприятия цвета и форм и, конечно же, памяти и внимания.
Развитие от 3 до 5 лет
В возрасте от 3 до 3,5 лет ребенок особенно нуждается в общении со взрослыми и друзьями. Поэтому его нужно постепенно вводить в социальную жизнь. И в этом возрасте родители задумываются, нужно ли отдавать малыша в детский сад? Безусловно, детский сад дает возможность детям общаться со сверстниками. Считается, что дети, посещающие сад лучше адаптируются в коллективе.
Но это спорный вопрос, так как все зависит и от ребенка, и от родителей, насколько они будут усердно заниматься с малышом. Если Вы решили отказаться от посещения детского сада, то следует самостоятельно подумать о всестороннем развитии ребенка: обеспечить ему условия для совершенствования физических и умственных способностей, обогатить социальное окружение, в которое непременно должны входить и взрослые, и друзья-одногодки. Может быть кому-то больше подойдёт частный детский сад или группы дошкольного развития.
Ребенку 3-5 лет на собственном примере необходимо показывать правильность общения с людьми, прививать хорошие манеры и определенные навыки. Особенное внимание в этом возрасте уделяется речи и её построению, физическим и творческим занятиям. Нужно приучать ребенка к самостоятельности (кушать, одеваться, убирать за собой, играть и т.п.). Развитие воображения в детском возрасте осуществляется благодаря
Правильно разобраться в развитие своего малыша, понять, все ли у него нормально и не отстает ли он от сверстников, поможет следующий «Календарь развития ребенка»:
1-2 месяца – малыш улыбается, когда слышит голоса родных.
3 месяца – может самостоятельно поднимать грудь и головку, лежа на животе; хватает предлагаемые ему предметы, улыбается окружающим.
4-5 месяцев – смеется, лопочет, имитирует услышанные звуки, гулит, неумело переворачивается со спицы на животик, пытается сесть.
6 месяцев – бодро переворачивается со спицы на животик и обратно, перекладывается предметы в руках.
7-8 месяцев – откликается на имя, играет в простейшие игры (ку-ку, ладушки), активно ползает, понимает элементарные просьбы.
9 месяцев – самостоятельно сидит, ползает, пытается встать на ножки.
10-11 месяцев – учится ходить, отбрасывается ненужные предметы, стоит, шагается с поддержкой по ступенькам.
12 месяцев – ходит с поддержкой или самостоятельно, произносит отдельные слова, подражает взрослым.
1,5 года – сам твердо ходит, пьет из чашечки, знает от 10 до 15 слов.
2 года – бегает, строит слова в предложения, выполняет просьбы взрослых, самостоятельно играет.
3 года – может карабкаться, строит длинные предложения, различает предметы по формам и цветам.
4 года – общается с окружающими, дружим со сверстниками, активно рисует, может ездить на трехколесном велосипеде.
5 лет – может назвать свой адрес и полное имя, фамилию; скачет на одной ноге и выполняет другие сложные упражнения; сам одевается, знает некоторые буквы и считает до 10 и больше.