Ребенок появляется на свет не умея говорить. Но, в процессе своего развития, он должен научиться языку, на котором изъясняются взрослые. Сначала это будет устная речь, чуть позже – письменная. Безусловно, это очень сложная задача. Ведь ребенку приходится за столько короткий промежуток времени, как несколько лет, усвоить богатство родного языка. А помогут в развитие связной речи у детей взрослые, которые своим старанием и терпением привьют малышу необходимые навыки, поспособствуют правильному построению речи.
Ребенок после рождения проходит три этапа развития речи, которые качественно отличаются один от другого. В младенчестве (на первом году жизни) происходит подготовка к овладению языка и ознакомление с ним. У новорожденных часто можно наблюдать различные голосовые реакции: хныканье, крики, агуканье, выражающие текущее органическое состояние ребенка (боль, голод, хорошее настроение, утомление). Да, эти звуки ещё далеки от связной человеческой речи. Но, издавая их, малыш упражняется, подготавливает собственный голосовой аппарат. И эти упражнения очень важны для последующего речевого развития.
В 2-3 недельном возрасте дети начинают реагировать на звуки, прислушиваться к ним. Они затихают или перестают плакать, если поблизости кто-то хлопнет в ладоши или громко заговорит. Чуть позже, в 2-3 месяца, у младенцев возникает связь между присутствием взрослого и звучанием человеческого голоса. Услышав голоса, он поворачивает голову на звук, ищет глазами говорящего.
Таким образом начинается формирование речи у детей, закладываются основы общения ребенка посредством речи с окружающими. Ребенок в 3-4 месяца пытается подражать речевым оборотам взрослых – лепечет, воспроизводя отдельные звуки, а также ритмические особенности и интонацию. В его озорном лепете можно услышать повторяющиеся слоги, состоящие из певучих гласных звуков в сочетании с согласными: «тя-тя-тя» или «ба-ба-ба». На втором полугодии жизни малыш учится связывать определенные звукосочетания, объединяя их с теми или иными действиями или впечатлениями. К примеру, услышав «тик-так» он оборачивается к часам; или на слово «иди» тянет ручки и пытается встать.
Именно такое связное образование предметов и слов понукает ранее развитие речи у детей, так как они всегда стараются повторять за взрослыми, даже если это не сразу получается. Но не спешите так быстро услышать от своего ребенка внятные слова. Пусть он пока прислушивается, привыкает к родной речи, познает её. Малыш и так проходит сложный путь в столь раннем возрасте; поэтому расстраиваться, что он ещё пока не говорит – не стоит.
Услышать первый осмысленные слова у ребенка можно в конце первого года жизни – в начале второго. Это могут быть имена или названия близких ему людей (мама, баба, папа, няня и т.д.), а затем названия простейших действий и предметов домашнего обихода. На этом этапе у ребенка уже сформировалась связь между звуковыми сигналами и действиями или вещами. И прежде, чем ребенок научиться связно говорить, активно произносить слова, он станет хорошо понимать речь окружающих.
Так, некоторые дети в возрасте 1 года могут произносить всего лишь 2-3 слова; зато понимают больше десяти. Пассивный словарь малыша (те слова, которые он понимает, но пока не произносит) значительно опережает по численности активный (произносимые слова). Но со временем, овладевая языком, ребенок начинает выделять отдельные звуки, объединяя их в слоги, слова и, наконец-то, в предложения.
Речь ребенка 2 лет обогащается благодаря углубленному знакомству с окружающим миром, усложненной деятельностью детей. На втором году жизни ребенок уже может самостоятельно передвигаться, захватывая своими цепкими ручками различные предметы или совершая новые разнообразные действия. Усложнение действий порождает и новые потребности.
И здесь уже криком не обойтись, приходится малышу переходить к речевому общению для обмена собственными мыслями и просьбами. Под влиянием этих факторов ребенок активно старается овладеть новыми словами, расширяя свой словарный запас. Основные особенности развития речи у детей на этом этапе в том, что они пока выражаются отдельными словами: гулять (вместо «пойдем гулять»), кушать (желая покушать), кукла (выражая просьбу получить игрушку)…Позднее появляются короткие предложения из нескольких слов, которые не всегда бывают согласованными.
К завершению преддошкольного периода ребенок уже вполне умело согласовывает слова в предложения, высказывая свои желания и мысли. Но он ещё нуждается в овладении грамматическими формами языка. К трем годам дети умеют использовать некоторые морфологические элементы, знают что такое единственное и множественное число, различают глаголы по лицам и времени, могут применить некоторые падежные окончания. Значительно труднее детям раннего возраста дается произношение разных звуков: затруднения вызывают звуки «р» и «с», шипящие «ж» и «ш», а также сочетание согласных. Из-за этого порой происходит нарушение развития речи у детей.
А объясняются ошибки произношения не только неумением произносить звуки (плохим владением собственным голосовым аппаратом), но и неточностью восприятия речи, ошибочным звуковым анализом. Преодолеть эти трудности можно на следующем этапе развития детской речи.
Этап дошкольного развития речи у детей характеризуется новыми особенностями. Самая важная из них – это эффективная подготовка к школе. Кроме того, у детей 4-6 лет идет довольно быстрое обогащение словаря (от 1200 – до 4000 слов), а также практическое усложнение предложений более разнообразными формами и грамматическим строением.
В дошкольном возрасте общение с окружающими людьми у ребят разнообразнее и богаче, отсюда и накопленные знания. Занятия в коллективе (в детском саду или группах дошкольного развития) усовершенствуют речь, выстраивая её наряду с углубленным мышлением. Дети переходят от наглядных действий к логическому мышления, рассуждениям. И всё это побуждает ребенка овладевать новыми средствами родного языка.
На протяжении периода дошкольного возраста ребенок практически полностью усваивает правила грамматики, пользуясь устной речью. Однако эти правила существенно отличаются от школьных, в них не заучиваются правила или определения. Ребенок изучает и запоминает то, что он услышал, играя, на занятиях, в ходе разговора со старшими. И, кроме усвоения новых слов, он должен понять и их значение.
Звукопроизношение дошкольника ещё не совсем совершенно. Иногда случается и задержка развития речи у детей. Но под влиянием правильной воспитательной работы родителей, повседневного общения со сверстниками и взрослыми, на специальных занятиях дети обучаются, исправляют дефекты речи, овладевают необходимым произношением звуков и учатся анализировать свою речь. Со временем речь ребенка станет более внятной и богатой. Но если этого не происходит, то нужно посоветоваться со специалистами-логопедами и применять рекомендованные средства развития речи детей. Дальнейшее развитие детской речи происходит уже в ходе учебной деятельности, при которой развивается не только устная, но и письменная речь.