Казалось бы, провести психологическую диагностику ребенка может только специалист. Различные тесты, мониторинги, попробуй в них разберись и объективно проанализируй. Но есть методики, которые под силу обычному смертному. Это диагностика детского рисунка. Рисуя, ребенок полностью раскрепощается. В детском рисунке раскрываются самые разные стороны личности растущего человечка. Хотите выявить отношение ребенка к членам семьи, его взгляд на ваши семейные отношения, как он определяет свое место в семье. Предложите нарисовать ребенку свою семью. Темы: «Портрет моей семьи», «Моя семья в праздник», «Выходной день в нашем доме». Никаких советов ребенку, никаких рекомендаций. Ребенок должен все нарисовать сам.
В своем рисунке ребенок представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него. В рисунке ничего случайного быть не может, ведь ребенок рисует не с натуры, а выражает свои переживания по поводу значимого для него человека, передает важные для него особенности ситуации, свое внутреннее состояние, мир своих переживаний.
Само выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после него. Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о рисунке. Например, «Кого ты нарисовал?», «Что он делает?», «Какое настроение?» и т.д.
Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных его деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.
Ну, а теперь анализируем:
— ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он рисует тех, с кем находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи часто указывает на взаимоотношения. Иногда между отдельными членами семьи рисуются различные предметы, которые служат как бы преградой между ними;
— общая деятельность семьи, как правило, свидетельствует о благоприятных отношениях в семье. Иногда дети рисуют фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это может говорить о депрессивности ребенка. На некоторых рисунках больше вещей, чем людей, — это может свидетельствовать об эмоциональной озабоченности ребенка, его тревожном состоянии;
— считается, что более детально, кропотливо ребенок рисует фигуру самого любимого человека. Отношение конфликтности часто сопровождается штриховкой, стиранием;
— важное диагностическое значение имеет неадекватная величина фигуры. Если ребенок рисует младшего брата большим, даже больше родителей – это может говорить об исключительном внимании, которое оказывается ему в семье.
Если ваш ребенок уже ходит в начальную школу, можно с помощью рисунка выявить его отношение к учебе, своему учителю. Предложите нарисовать ребенку рисунок на тему «Мой (моя) учитель (учительница)».
Уши – «орган» восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Изображение без ушей означает игнорирование того, что о нем говорят, недоступность для критики.
Рот – может выражать агрессию, «орган нападения».
Наличие шеи – способность к рациональному самоконтролю, контролю разума головы над чувствами тела.
Руки – как функция взаимодействия с окружающими, размер руки, количество пальцев показывают оснащенность, могущество.
Интересны в рисунках не только изображения людей, но и отношения между ними, а также отношение ребенка к неодушевленным предметам.
На многих рисунках изображена доска, как объект «привязанности» учителя. Доска, изображенная на переднем плане, подчеркивает доминирование учителя, т.к. только он может вызвать к доске.
Предмет, наиболее близко расположенный к персонажу, в восприятии ребенка означает объект самой сильной привязанности.
Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности, то, вокруг чего сконцентрировалась эмоциональная жизнь ребенка.
Размер рисунка может свидетельствовать о степени скованности, напряженности.
С помощью методики-рисунка «Несуществующее животное» можно выявить некоторые особенности характера ребенка. Предложите своему ребенку нарисовать несуществующее животное.
Анализ рисунка производится в зависимости от расположения его на листе бумаги, выполнения отдельных элементов.
1. Положение рисунка на листе бумаги:
— ближе к верху – высокая самооценка;
— в центре – норма;
— в низу, в уголке – заниженная самооценка, неуверенность в себе.
2. Положение головы:
— повернута вправо (зеркальное отражение) говорит о том, что ребенку присущ реализм, он стремится обдумать, спланировать дело;
— голова повернута влево – нерешительность, сомнения;
— фас – эгоцентризм, обращение в себя;
3. Нос большой и длинный – любопытство.
4. Уши: присутствие ушей на рисунке говорит о значимости мнения окружающих для него.
5. Рот: рот с языком – значимость того, что говорят о нем, рот с зубами – некоторая агрессия, рот с губами – чувственность, рот закрыт – некоторая замкнутость, тревожность, боязливость.
6. Глаза: в зависимости от размера глаз проявляется степень страха – чем крупнее глаза, тем больше ребенок подвергнут страхам.
7. Опора животного:
— крупные, толстые ноги – основательность, рационализм;
— тонкие, длинные – некоторое легкомыслие, мечтательность.
8. Множество конечностей – широта взглядов.
9. Большое количество разных деталей говорит об энергичном характере.
Со вниманием относитесь к тому, что и как рисует ваш ребенок. Особенно ценны рисунки, нарисованные не на заданную тему, а по своему желанию. В рисунке ребенок выражает свое отношение ко всему окружающему, к своим родным, друзьям, раскрывает свои тайные страхи, переживания. Чтобы все это разглядеть в рисунках своего ребенка не надо быть квалифицированным психологом. Достаточно быть внимательным и заботливым родителем.
Автор: Маракова Екатерина
ФАНТАЗИЯ МАШИ
автор Владимира Шебзухова
Маша папу рисовала.
Угодить ему хотела.
Красками (не как попало),
Наложила всё умело…
Жёлтый галстук (модный очень)
И усы – чернее смоли…
Папа должен быть доволен,
Ведь старалась, между прочим!
Папа Машеньке сказал,
(Дочку, всё ж поцеловал,
Рассмотрев рисунок оный,
Улыбнувшись лишь едва):
«Цветом, почему, зелёным –
Вдруг покрыта голова?!»
А в ответ — надуты щёчки…
Мокры, от досады, глазки…
(Думая о той «причёске») —
«У меня нет… лысой краски!»