Все нарушения речи специалисты подразделяют на четыре основных вида. Это нарушение звукопроизношения, нарушение темпа и ритма речи, расстройства, связанные с нарушением слуха, а также утрата раннее имевшейся речи или недоразвитие речи.
Наиболее распространённым дефектом является нарушение звукопроизношения – дислалия. Малыш неправильно произносит некоторые звуки в словах или пропускает их. Как правило, это является следствием снижения слуха, анатомических дефектов органов артикуляции (укороченная уздечка, неправильное строение зубов, форма языка, дефекты прикуса). В этом случае мы часто обращаемся к знакомым с просьбой: подскажите хорошего логопеда. А ведь на самом деле нужна консультация хирурга, ортодонта. Нередко дислалия развивается у детей из двуязычной семьи, а также в процессе общения с детьми, у которых правильное звукопроизношение еще не сформировано. Корректируется нарушение активным общением, обучением ребёнка слушать звуки, гимнастикой для укрепления языковых мышц и развитием мелкой моторики.
Некоторых родителей беспокоит гнусавость малыша (носовой оттенок речи). Причинами могут быть вирусные заболевания, перенесённые мамой в период беременности, наследственность, перенасыщение детского организма ретинолом (витамином А) и контакт с вредными веществами. В раннем возрасте этот дефект корректируют хирургическим методом.
Наиболее распространенным видом нарушения темпа и ритма речи в раннем возрасте является заикание. В его основе лежит перенапряжение речевых зон мозга. Довольно часто родители заставляют малыша произносить сложные слова, ругают за ошибки, перегружают занятиями. Нервозная обстановка, постоянно спешащие взрослые, ссоры в семье – вот причины, провоцирующие заикание. В данном случае логопед советует ввести «режим молчания» на 7-10 дней. Для восстановления речи ребёнка необходимо постараться исключить любые виды эмоционального воздействия на него. Сократить до минимума разговоры с ним, между собой общаться шёпотом, а для досуга применить спокойные игры. Как правило, этого достаточно в легких случаях. Если не помогло – не стоит откладывать на потом визит к неврологу.
Проблемы с формированием функции речи могут возникнуть в результате нарушений слуха. Чтобы проверить слух малыша в домашних условиях, необходимо удалиться на 5-6 метров и шёпотом произнести хорошо знакомые слова (ребёнок должен стоять к вам спиной). Малыш с полноценным слухом услышит всё. При отрицательном результате желательно проконсультироваться у отоларинголога.