Общее недоразвитие речи (ОНР) – это достаточно сложные речевые расстройства, которые проявляются в нарушении формирования речи, как со стороны фонетики, так и грамматики. ОНР имеет разную природу происхождения: внутриутробные инфекции или интоксикация при беременности, несовместимость матери и плода по резус-фактору, родовые травмы, патология родов, травмы головного мозга в первые годы жизни или заболевания ЦНС.
Несмотря на разную сторону происхождения, дети с общим недоразвитием речи имеют типичные нарушения речевой деятельности, основные из которых:
— задержка развития речи, позднее начало речи, к 3-4 годам, а иногда и 5;
— речь не грамотна и фонетически не оформлена;
— ребенок понимает слова и обращения, но не может правильно ответить и сформировать предложение;
— речь детей с ОНР малопонятна.
Чаше всего, дети с недоразвитием речи – это дети, которые имеют нормальный слух и интеллект. Если ребенок имеет дефект слухового или речевого аппарата, то ОНР носит уже вторичный характер. Поэтому, следует отличать детей с ОНР от детей с темповым отставанием развития речи и детей с ОНР, имеющий дефектный характер.
В наше время дети с недоразвитием речи очень часто встречаются в неблагополучных семьях, где причина отставания в развитии носит как генетический характер, так и отсутствие нормальных условий проживания. Но самым сложным вариантом ОНР является раннее поражение головного мозга во время беременности, при родах или в первый год жизни.
Все дети с ОНР имеют нарушения звукопроизношения, выраженное отставание словарного запаса и грамматического построения предложений и речи. Всего различают 4 уровня недоразвития речи:
1. Уровень, когда речь отсутствует, или используется непонятный лепет, мимика с жестикуляцией и имитация звуков. Развитие речи детей раннего возраста может быть разная, но отклонения первого уровня в развитии четко видный у детей старше 3-х лет.
2. Уровень, когда присутствуют искаженные, но часто употребляемые и понятные слова, наряду с лепетом и жестикуляцией.
3. Уровень, когда есть наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Дети общаются в основном в присутствии близкого человека, свободное общение с окружающими затруднено.
4. Уровень, когда нет ярких нарушений звукопроизношения, есть лишь недостатки дифференциации звуков, ребенок понимает слово, но не может запомнить правильный фонематический образ слова.
Дети с недоразвитием речи должны проходить специальный комплексный курс лечения и логопедической коррекции. В зависимости от уровня недоразвития и происхождения проблемы, есть возможность значительного улучшения или полной коррекции речи таких детей.