Подвижные игры обладают лечебным действием, эффективно избавляют детей от психологических травм и от страхов, позволяя им пережить травмирующие жизненные обстоятельства в более лёгкой форме. Родителям следует начинать активные игровые занятия с ребенком с направленных на улучшение детского психологического самочувствия игр. Также следует использовать развивающие речь игры.
Главной целью таких игр являются следующие направления:
• Снятие накопившегося нервного напряжения, а также повышение уровня жизнерадостности и оптимизма, как у детей, так и у взрослых;
• Уменьшение степени страха неожиданных воздействий: нападения и наказания, темноты и замкнутого пространства, а также одиночества;
• Установка связи между родителями и их детьми;
• Развитие ловкости и координации движений.
Предлагаем вашему вниманию некоторые игры, способные избавить детей от нервного напряжения:
Игра «Снеговик»:
(с трёх лет)
Родители и ребенок выступают в роли снеговиков: встаньте и разведите руки в стороны, затем надуйте щёки и удерживайте заданную позу в течение 10 секунд, после чего взрослые говорят: «выглянуло солнышко и его жаркие лучи попали на снеговика, и снеговик начал таять». Участники игры «Снеговик» постепенно расслабляются, опуская руки. В завершение следует присесть на корточки, а затем лечь на пол.
Игра «Буратино»
(с четырёх лет)
Во время данной игры родителям следует проговаривать текст, а также вместе с ребёнком выполнять следующие движения:
1. Представьте, что вы — кукла Буратино;
2. Выпрямитесь и замрите в положении куклы. Всё ваше тело твёрдое, как тело Буратино;
3. Напрягайте плечи и руки. Представьте, что ваши пальцы стали деревянными;
4. Напрягите ноги в коленях, а затем походите, подражая деревянной кукле;
5. Напрягите мышцы лица и шеи. Не забудьте наморщить лоб и сжать челюсти.
После выполнения всех вышеуказанных упражнений из кукол, постепенно расслабляясь, превращайтесь в людей.
Некоторые игры, направленные на коррекцию агрессивности:
Игра «Сражение»
(с двух лет)
Участники данной игры бросают друг в друга лёгкие предметы (шарики из бумаги или маленькими мягкими игрушками). Бросаться можно из укрытия, а закончить игру следует перемирием и крепкими объятиями.
Игра «Злые – добрые кошки»
(с двух лет)
Родители вместе с детьми по очереди превращаются то в злых, то в добрых кошечек. Злые кошечки громко шипят и царапаются (но только понарошку), а добрые — ласкаются и мурлычат.
Игра «Каратист»
(с трёх лет)
На полу раскладываются обручи или газетки. Каратист дожжен встать в обруч, за края которого нельзя выходить, и начать совершать резкие движения ногами, а зрители, в свою очередь, подбадривают его: «Сильнее, сильнее!»
Игра «Боксер»
(с трёх лет)
Аналог игры «Каратист», но вместо движений ногами следует делать движения руками.
Игра «Ругаемся названиями овощей, фруктов и ягод»
(с трёх лет)
Участники игры должны ругать друг друга, сделав сердитое выражение лиц: «ТЫ — кукуруза». В ответ: «А ТЫ — горох!» или «А ТЫ — помидор» и т.д.
Игра завершается в случае возникновения агрессии.
Игра «Капризная лошадка»
(с трёх лет)
Родители, сопровождая соответствующими действиями, рассказывают сказку про лошадку: «в одной из далёких-далёких стран жила-была лошадка по имени ЛУ, любившая брыкаться и капризничать. Мама говорила лошадке: «покушай, доченька, свежей травки!». «Не хочу и не буду», — отвечала ЛУ. Она капризничала и сильно цокала копытцами, а также лошадка брыкалась. Вот так… Набрыкавшись и наупрямившись, ЛУ стала довольной и весёлой, а затем начала весело скакать и ржать: «Иго-го!»
Помните: главное – не во что играть, а как играть. Самой эффективной психотерапией следует считать родительскую любовь. Обнимайте своих малышей, целуйте их и говорите почаще: как сильно вы любите, какие они замечательный. Любите детей, понимайте и растите их вместе!