Ребенок, поступая в школу переживает одновременно два кризиса — физиологический, сопровождаемый резким эндокринным сдвигом и бурным ростом и социальный, требующий «умения учиться». Развитие детей младшего школьного возраста характеризуется формированием навыков самоконтроля, познавательных потребностей, адекватной самооценки. Раскрываются возможности ребенка к учебе. Интеллект и личность ребенка принципиально меняются. Ребенок приобретает навыки и умения учебной работы, развитие речи детей школьного возраста идет ускоренными темпами.
Следующий кризис — подростковый, характеризуется ломкой старых привычек и стереотипов, формируется самостоятельное мышление, устойчивый интерес к себе и другим, как личности. Подростковый кризис может развиваться как по пути независимости, выраженный через отрицание, протест, упрямство, своеволие, так и по пути зависимости — чрезмерное послушание, возврат к старым формам поведения, которые давали чувство уверенности.
Школьная форма для девочек в период подросткового кризиса может вызывать протест. Дети пытаются выразить свою индивидуальность через имитацию асоциальных форм взрослого образа жизни.
Особенности аномального поведения ребенка в периоды кризисов описываются факторами риска. При этом дети являются психически здоровыми. Факторы риска — это лишь отклонения от нормы. Для детей младшего школьного возраста факторами риска будут склонность к острым ощущениям, интерес к агрессивным ситуациям, отрицательное отношение к занятиям. Подростки проявляют инфантильность суждений, неспособны к волевым усилиям, больше интересуются внешкольным окружением. Методики развития детей школьного возраста помогут скорректировать особенности поведения. Богатый эмпирический материал, накопленный в лечебной педагогике дает возможность разделять патологическое поведение от поведения, отклоняющегося от нормы.
Наиболее типичными отклонениями являются расторможенность и гиперактивность. Инфантилизм — это расторможенность в сочетании с психической незрелостью. К отклонениям относится склонность к острым эмоциональным состояниям — повышенная эмоциональная возбудимость. Проявляется в необузданности смеха и плача, повышенной обидчивости. Наличие различных страхов, постоянная веселость или уныние также аномальны.
Необходимо учитывать, насколько отклонение от нормы тормозит развитие ребенка. Важно помнить, что каждый ребенок обладает уникальной, неповторимой индивидуальностью. Поэтому диагностика нарушений развития конкретного ребенка представляют собой непростую задачу.