Средний школьный возраст является своеобразным мостиком между беззаботным детством и юностью с ее проблемами, вроде начинающегося переходного возраста.
Школьники постарше переживают определенные физиологические изменения, перестройку нервной системы и гормональные взрывы: все это довольно таки определенным образом сказывается на состоянии психики ребенка, которая имеет свои особенности.
Физиологические особенности среднего школьного возраста способствуют изменению нервно-психической сферы ребенка. Именно в этом возрасте у школьника происходит окончательное формирование интеллекта, совершенствуется способность к абстрактному мышлению, усложняются процессы в психической сфере, более совершенной становится деятельность вегетативной нервной системы.
Средний школьный возраст характеризуется тем, что восприятие подростка более планомерно, организованно и целенаправленно в сравнении с тем, как воспринимает жизнь и учебу младший школьник.
Характерной чертой ребенка данного возраста можно назвать его специфическую селективность: интересные дела или интересные уроки являются очень увлекательными для ребят, поэтому теперь они могут довольно долго сосредотачиваться на чём-то одном. Но в то же время все еще имеет место быть непроизвольное переключение внимания, к которому приводят интерес к яркому и необычному и легкая возбудимость. Организация процесса учебы и воспитания должна быть таковой, чтобы у подростка не было возможности, времени или желания отвлекаться от учебного процесса на посторонние дела.
Необходимо также отметить, что в данный период дети среднего школьного возраста гораздо острее воспринимает происходящее вокруг него, гораздо большее влияние на школьника оказывают не педагоги и родители, а общество.