Нравственность и духовность можно назвать базисными, важнейшими характеристиками личности. Нравственно — духовное воспитание школьников – это процесс целенаправленного, организованного, внутреннего (эмоционально-сердечного) и внешнего воздействия педагога на ту сферу школьника, которая как раз касается нравственности и духовности и является системообразующей его внутреннего мира.
Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях общеобразовательной школы проводится на основе включения гуманистических ценностей в содержание образования и на основе системы дополнительного образования.
У педагога, осуществляющего нравственное воспитание младших школьников должен быть набор особых личностных качеств, которые позволят формированию гуманных отношений между ним и школьниками, и в то же время, обеспечивающие воспитывающий характер взаимодействие учителя со всем классом.
Стратегические задачи каждого классного руководителя:
— развитие и организация класса на принципах нравственности и духовности;
— педагог должен позаботиться о патриотическом воспитании детей;
— организация внеклассной интеллектуально-познавательной деятельности (проведение познавательных викторин, психологических практимумов);
— изучение профессиональных склонностей и интересов детей, организация начальной профориентации;
— формирование у учеников здорового образа жизни, который является залогом духовно-нравственного воспитания;
— укрепление взаимодействия школы и семьи. Достигается за счет индивидуальных встреч педагога с родителями, родительских собраний, совместных мероприятий.