Для детей старшего школьного возраста трудности обычно являются объективными, и подросток очень часто оказывается в рамках, порожденных субъективностью взрослых. Эти факторы вызывают активное противодействие, своеобразную реакцию протеста, которая выражается в разнообразных девиациях поведения. Непонимание этого взрослыми нередко наталкивает их на мысль о злом умысле или сознательном непослушании подростка.
Воспитание старших школьников не должно злоупотреблять разнообразными запретами, которые будут сковывать волю ребенка. План работы с трудными подростками подразумевает использование нескольких групп педагогических приемов, к которым относятся проявление доброты и заботы, просьба и поощрение.
Работа школы с трудными подростками не должна ограничиваться вызовом родителем или краткими лекциями, взывающими к сознательности подростков.
Работа педагога с трудными подростками должна строиться на личном примере и убеждении. Также педагог и психолог должны защищать интересы подростка и оказывать ему помощь в решении актуальных проблем. Педагог также должен понимать, что каждый ребенок индивидуален и специальные средства педагогического воздействия должны подбираться индивидуально для каждого ребенка.
Социальная работа с трудными подростками предполагает социальное закаливание трудновоспитуемых учеников – включение детей в такие ситуации, которые требуют от них волевого усилия, направленного на благополучное разрешение данной ситуации, выработку у подростков рефлексивной позиции и социального иммунитета.