Вместе с началом обучения в школе начинается и развитие мышления младших школьников, в частности очень быстрыми темпами развивается понятийное мышление (младшим школьникам легче оперировать понятиями – поначалу мышление ребенка связано с конкретными явлениями и предметами, а потом он учится постепенной абстрагироваться от конкретных понятий).
Для развития мышления огромное значение имеет обучение, ведь таким образом круг знаний и представлений ребенка значительно расширяется, новые понятия выстраиваются в стройную систему, школьник чаще применяет умозаключения.
С обучением также весьма тесно связано логическое мышление младших школьников. Но все же детям не очень легко дается изучение абстрактных понятий, хотя понимание явлений, которые их окружают, развито у младших школьников очень хорошо.
Развитие логического мышления младших школьников возможно при помощи включения в учебную программу нестандартных задач, особенно хорошо для этой цели подходит урок математики и внеклассные занятия. Подобная система задач не только формирует логическое мышление детей, она способствует формированию эмоциональной восприимчивости и формированию практических умений по решению жизненных задач.
Творческое мышление младших школьников можно активизировать разными способами. Первоклассников можно попросить изобразить различные предметы и классифицировать их. Сами уроки можно проводить не в обычной форме, а в форме, которая сможет пробудить скрытые творческие ресурсы ребенка – это могут быть дискуссии, деловые игры, устные журналы, беседы за круглым столом и т.д.