Дети младшего школьного возраста уже имеют очень много отличий от детей четырех и пятилетнего возраста – они соотносят свои желания с интересами сверстников, проявляется некоторая неустойчивость в психической сфере. Особенности детей младшего школьного возраста обусловлены разнообразными причинами – физическими и психологическими.
Этот период характеризуется очень большими переменами в организме ребенка, растет мышечная сила, завершается окостенение рук, укрепляются аппараты суставов и связок – теперь ребенок без труда сможет выполнять более тонкую работу, чем раньше, а также ряд достаточно сложных физических упражнений.
Особенности развития детей школьного возраста обусловлены также началом нового периода в жизни ребенка – периода школьного обучения. Ребенок не только получает большую нагрузку в виде упражнений и домашних заданий, теперь ему нужно адаптироваться в новом коллективе, занять свое место в системе личностных и деловых взаимоотношений класса.
Психологические особенности детей школьного возраста определяются во многом не только успешностью в учебе и отношением с учителями, но отношениями со сверстниками. Причем если в начале обучения на отношение детей к друг другу очень влияет исполнение школьных требований, то к десятилетнему возрасту качества настоящего товарища становятся определяющими во взаимоотношениях.
Начало школьного периода знаменуется резким скачком в развитии интеллекта ребенка, усиливается роль смыслового запоминания, ребенок начинает сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления путем запоминания, припоминания и воспроизведения.