В обществе издавна идут споры о том, кто отвечает за правильное формирование личности ребенка – папа с мамой или школа? В настоящий момент духовно-нравственное воспитание школьников приобрело особую значимость в связи с утратой смысла собственной жизни многими людьми, из-за чего у части молодежи растет агрессивность, инфантильность, бездуховность.
Пренебрежение нормами морали и дефицит нравственности становятся повсеместными явлениями. Поздно говорить об этих высоких материях, когда человеку исполняется 16-18 лет. Основы поведения в этом возрасте уже заложены и если поддаются корректировке, то с большим трудом. Общество должно беспокоить нравственное воспитание младших школьников — начиная с первого класса нужно обозначить эталоном такие качества как гуманизм, ответственность, долг, совестливость, чувство достоинства, гражданственность.
Перекос в оценке жизненных ценностей можно видеть везде. Вот пример: сидит в автобусе на переднем сидении подросток и наслаждается собственным мнимым превосходством только лишь потому, что на нем надета 686 одежда, а отец завтра, несмотря на разгар учебного семестра, везет в швейцарский Церматт кататься на сноуборде. И какое ему дело до еле-еле стоящей рядом с ним старенькой бабушки?
Чувству эмпатии, т.е. умению соизмерять свои эмоции, поведение с состоянием других людей, надо учить. Равно как нужно не взращивать в подрастающем поколении меркантилизм, прагматичность и другие подобные качества, которые рано или поздно перерастут в равнодушие или, что еще хуже, в жестокость и бессердечность. И учителям, и родителям духовно-нравственное воспитание младших школьников следует начинать с обучения культуре чувств. А лучшим примером для незрелой детской личности будут собственные поступки взрослых.