Мир, в котором живет современный человек, нельзя назвать простым – в обществе постоянно происходят всевозможные негативные процессы, начиная от межэтнических конфликтов и заканчивая мировым финансовым кризисом, углубляется раскол общества по материальным и социальным признакам, то и дело обостряется социальная и политическая напряженность.
Без сомнения, все это оказывает огромное влияние на формирование личности сегодняшних детей и подростков.
Кто же в таком случае отвечает за духовно-нравственное воспитание школьников, ведь моральные принципы и устои не возникают ниоткуда, а должны закладываться в сознание ребенка постепенно, день за днем, год за годом? Воспитание детей можно сравнить с кропотливым процессом выращивания молодого саженца, которому еще долго расти, прежде чем он превратится в крепкое деревце, с огранкой редкого алмаза, которая «по плечу» лишь опытному ювелиру. Но в наше нелегкое время духовное воспитание школьников скорее сравнимо с конвейером, с которого сходит недорогая офисная мебель.
Кто несет ответственность за формирование внутреннего мира сегодняшних детей? Родители, сутками пропадающие на работе, зарабатывая деньги, необходимые для того, чтобы хоть как-то «связать концы с концами» или учителя, вечно занятые выполнением разнообразных планов и засыпающие над грудой школьных тетрадей? Вот и выходит, что духовное воспитание младших школьников перекладывается на плечи тех, кто находится дома – бабушек и дедушек. Именно они передают и прививают своим внукам накопленный за многие годы жизни опыт и традиции, которые ложатся в основу духовного воспитания младшего поколения.