Память ребенка можно разделить на произвольную и непроизвольную. Вторая работает без приложения волевых усилий, поэтому занятия для детей организовывать нужно как можно интереснее. По типу воспринимаемых данных различайте, насколько хорошо или плохо развита у ребенка память двигательная, зрительная и слуховая, память на числа, слова, лица и т.д.
Запоминание может быть непосредственным и опосредованным. Первый вид памяти называют механическим. Именно на такой памяти строится развитие детей младшего дошкольного возраста, но по мере взросления этот способ запоминания характеризуется словом «зазубрил». Учите ребенка осмысливать информацию и запоминать ее логически.
Силой заставлять учиться нельзя. Помните, как проявлялся кризис 3 года? Редко каким родителям удалось не столкнуться в этом детском возрасте с первым проявлением капризов, упрямства, строптивости, своеволия и даже деспотизма. Не провоцируйте развитие негатива в школьнике, принуждая его любой ценой делать то, что он не хочет и то, что у него не получается.
Ищите мотивацию, превращайте процесс запоминания в игру. Вот несколько полезных упражнений:
1. Перевод абстрактного образа в зрительную форму.
2. Построение цепочки ассоциативных образов. Например, лето – каникулы – море.
3. Поиск сходства и различий объектов, подлежащих запоминанию, с целью приобретения навыков структурирования и систематизации информации.
В зависимости от того, насколько правильно происходило развитие детей младшего дошкольного возраста, а затем — подготовка к учебе, во многом сейчас зависят успехи или, наоборот, неудачи в освоении школьной программы и состояние памяти.
Немаловажным в этом плане является и правильное питание ребенка, в котором приоритет надо отдавать цельнозерновым продуктам, семечкам, орехам, сыру, жирной рыбе, бобовым, гречке, фруктам, овощам. Не забываете о физической нагрузке, прогулках на свежем воздухе. Дополняйте рацион ребенка витаминно-минеральными комплексами, особо рыбьим жиром и витамином Е.