В былые времена, когда семьи по своему составу были значительно больше, дети в силу условий жизни зависели в своих развлечениях друг от друга. Так было из поколения в поколение, пока не появились массовые развлекательные программы, передаваемые по радио, а позже и по телевидению. Всем людям очень приятно видеть сплоченные семьи, члены которых живут во взаимопонимании, атмосфере дружелюбия и помощи друг другу.
Одна из самых трогательных сцен в балете П. И. Чайковского «Щелкунчик» та, в которой дети и взрослые вместе танцуют народный танец вокруг рождественской елки. И как же печально видеть некоторые современные семьи, взаимное отчуждение в которых достигло такой степени, когда возникает опасность для формирования личности детей в такой среде. Дети в этих семьях развлекаются отдельно от родителей, которые предоставляют им средства на развлечения, но сами не участвуют в них. Многие родители так сильно озабочены тем, чтобы обеспечить своего ребенка всем «самым лучшим», что забывают принимать участие в его жизни.
Существует очень серьезная причина, способствующая отчуждению между родителями и детьми: отсутствие у них общих интересов. Оно возникает чаще всего вследствие неприятия детьми мира взрослых и неспособности взрослых понять мир ребенка на равных с ним правах. Во многих семьях дети не хотят играть вместе с родителями! Когда в доме царит недружелюбие, то веселиться сообща сложно. А между тем когда родители и дети вместе получают удовольствие от игры, то гневные чувства рассеиваются и появляется возможность достичь взаимного согласия.
Создавать в процессе игры атмосферу единства — забота родителей. Тогда представление детей о взрослых как о людях, которые постоянно к ним придираются и спорят, исчезает и появляется понятие о семье как о группе людей, объединенных общими целями и интересами.
Играть с маленьким ребенком легко. А вот когда он подрастает, то, видимо, некоторые родители теряют способность играть с ним. Между тем такая форма участия в его жизни крайне необходима ребенку. Час, отведенный на игры, создает самые благоприятные условия для достижения согласия и взаимопонимания. Игры с родителями становятся источником веселья. Ребенок может понять, что в игре выигрывать совсем не обязательно. Научить этому трудно, так как большинство взрослых не понимает, что многие дети стремятся выигрывать, причем всегда, что бы они ни делали. В каждом доме необходимо иметь различные игры, соответствующие возрасту детей. На игры может быть отведено определенное время дня. Разумеется, это время должно выбираться так, чтобы и другие члены семьи тоже могли в них участвовать.
…Отец пятерых детей — троих мальчиков и двух девочек — очень любил бейсбол и играл в местной любительской команде. Каждый год весной, как только наступала подходящая погода, он начинал «тренировать» детей. Даже у трехлетнего малыша была своя бита соответствующего размера. Отец подавал мячи так, чтобы дети могли их отбивать. По мере того как они подрастали и начинали играть лучше, он подавал им более трудные мячи. Старшие дети переняли у отца терпимое отношение к младшим и играли так, чтобы те тоже могли участвовать. Они так же радовались возрастающему мастерству младших, как и отец. Он никогда не критиковал детей за плохой бросок или пропущенный мяч. Он все время кричал им что-нибудь ободряющее. И было совершенно очевидно, что игра доставляет огромное удовольствие и ему, и детям.
…Восьмилетний Хью страстно любил футбол. Если где-нибудь поблизости проходил матч, он мчался туда. Родители беспокоились о его частых уходах из дома и настаивали на том, чтобы он спрашивал у них разрешения, так как хотели знать, где он проводит время. Однажды вечером Хью пропал. Когда совсем стемнело, отец собрался звонить в полицию. Но в это время Хью с беспечным видом явился домой. Тревога отца сменилась гневом, и он стал кричать на сына. «Папа, подожди минутку,— попросил мальчик.— Разреши мне все тебе рассказать». Он объяснил, что ушел с компанией старших мальчиков, которые играли в футбол в десяти милях от дома. «Папа, ты никогда не водишь меня на стадион. Я много раз просил тебя. Но ты всегда говоришь, что тебе некогда или ты занят».
Это было для отца открытием. Сын хотел, чтобы отец разделял его увлечение футболом? Отец правильно понял желание ребенка. Родители Хью стали проявлять
интерес к местным матчам и втроем начали ходить на стадион.
Дети очень любят «разыгрывать» различные роли. Родителям не всегда следует оставаться зрителями. Они тоже могут принимать участие в игре. Особенно нравится детям исполнять роли взрослых, «воспитывающих» своих детей. Любая известная всем сказка или легенда может превратиться в импровизированную постановку. А в зрителях нет никакой необходимости.
Всей семьей можно заниматься самыми разнообразными делами. В одной семье перед рождеством все вместе делают по вечерам бумажные украшения для елки, а накануне майского праздника — красивые бумажные корзинки для обеденного стола. Каждый праздник, к которому можно изготовить бумажные украшения,— повод для совместного семейного творчества.
В другой семье играют в кругосветные путешествия. Все участвуют в сборе материалов, составлении проспектов для туристов и тех сведений, из которых составляется альбом о каждой стране. Перед летним отпуском вся семья обсуждает вопрос о лучшем его проведении.
Интересы членов семьи подсказывают, чем именно им заниматься. Энтузиазм родителей передается детям, которые очень часто проявляют незаурядную изобретательность. Они сами сообщают о том, что может их заинтересовать. В одной семье после того, как дети побывали в школьном походе, стал создаваться «музей». Все находки, напоминавшие что-либо о прошлом тех мест, где они были, снабжались этикетками и ставились на полку в «музее». Каждый старался найти чтонибудь для «музея». Кусочек цветного стекла превращался в осколок окна разрушенной древней церкви. Перо, найденное на прогулке в лесу, считалось деталью индейского головного убора. Дети делали из кукурузного початка куклы, а из сухих веток — различные фигурки.
Хоровое пение исключительно сближает членов семьи В одной семье из восьми человек ежевечернее мытье посуды превращалось в настоящее удовольствие, потому что это был «час пения», в котором принимала участие вся семья. Дети разучивали песни дома, а потом учили петь их своих друзей в школе. В более старшем возрасте они пели на разные голоса и в конце концов научились петь самые сложные мелодии.
Когда родители внимательны к детям, прислушиваются к ним, то они узнают, что у их детей много самых разнообразных интересов, на основе которых можно, при соответствующем воображении, придумать игры и занятия для всех членов семьи.
Веселье, радость, удовольствия всегда сближают людей. В играх и занятиях, доставляющих всем прекрасное ликование, развиваются товарищеские отношения, а в семье возникает атмосфера равенства, непринужденности и согласия.