К концу дошкольного периода ребенок приобретает «многоцветный» социальный опыт. Он открыт добру и следует ему, отрицательные проявления если и есть, то не носят пока еще необратимого характера. Мальчики и девочки в этом возрасте понимают свою разнополость, дальнейшее их обучение и развитие нужно строить с учетом этого.
Многие аспекты охватывает развитие детей старшего дошкольного возраста. Это и речь, и воображение, и мышление, и эмоциональная сфера. К первому классу ребенок имеет словарный запас примерно в четыреста слов. В познавательной деятельности большое значение играет память, в основе которой лежит наглядно-образный механизм. У детей велика потребность в осмыслении происходящих событий и иной действительности. Нужно расширять детский кругозор и давать пищу для ума и воображения.
Мышление у детей старшего дошкольного возраста терпит изменения: эмоционально — образный тип переходит в абстрактно-логический. Нужно пользоваться любым подходящим случаем, чтобы учить формированию стремления узнавать новое, систематизации знаний и внятному пояснению полученного результата. В школе это умение, несомненно, будет бесценным.
Теперь об эмоциях. Детям часто не хватает в детстве словесного и тактильного проявления родительской любви и элементарной ласки. Потом мы удивляемся, откуда берется жестокость и другой негатив во взрослой жизни. Детские сады и многодетные семьи создают возможность эмоциональных контактов детей друг с другом. Если ребенок растет один, то надежда возлагается на родителей.
Ну и, конечно, не забывайте об индивидуальных особенностях. Именно в этом возрасте они начинают наиболее ярко проявляться, важно во время заметить их, правильно оценить и использовать в интересах ребенка.