Средний дошкольный возраст охватывает 4 и 5 годы жизни. За этот период ребенок интенсивно развивается не только умственно, но и физически. Совершенствуется опорно-двигательный аппарат, движения становятся более четкими и скоординированными.
Отличительная характеристика детей среднего дошкольного возраста появление умения планировать собственные действия. Теперь ребенок в ходе ролевых игр создает определенный план и воплощает его в процессе. Не менее важными помимо сюжетно-ролевых игр для развития являются подвижные и дидактические игры.
В ходе подобных занятий формируется наблюдательность, появляются навыки поведения и работы в команде, осознание наличия определенных правил и необходимости подчинения им. То есть происходит активная социальная адаптация.
Конструктивная деятельность у детей на пятом году жизни также развивается. Теперь простейшие постройки из кубиков совершенствуются, более разнообразными становится тематика рисунков, но сами замыслы продолжают оставаться недостаточно отчетливыми.
Психическое развитие, которого достигают дети среднего дошкольного возраста, переходит на новую ступень. Появляется навык осознания свойств каждого предмета и понятие взаимосвязи между действиями и последующими событиями. Поэтому период называют возрастом «почемучек».
Желание понять окружающий мир и его явление вызывает бесконечное число вопросов. Как бы это не угнетало взрослых, отвечать на подобные вопросы необходимо. Иначе контактная связь между ребенком и родителями прерывается, что негативно сказывается на его развитии и поведении. Общение также способствует формированию правильной речи. К пятому году ребенок уже владеет связной речью, поэтому может пересказывать сюжет небольшой книги или какого-либо события.