Любые развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста стимулируют их речевую активность. Даже рядовое совместное чтение с последующим обсуждением героев, их поведения и сюжета истории существенно отличается от привычного разговора. Подобные беседы способствуют расширению словаря и становлению более выразительной речи. Лучше всего развитие речи происходит не в ходе ежедневных нудных занятий, а в процессе творческих игр.
Для этого подойдет окружающая обстановка: можно знакомить ребенка с новыми понятиями или детализировать уже знакомые термины. Например, разобрать на составляющие проезжающие мимо машины. Так как дети дошкольного возраста уже знакомы с основными названиями цветов, во время прогулки можно изучить их оттенки. (темно-зеленый, светло-синий и т.д. )
Обсуждая конкретный объект, рассматривайте его во всех возможных ракурсах: какого он размера, формы, цвета, из чего сделан, зачем нужен? Чем больше ответов будет найдено, тем больше пользы от занятия получено.
Преимущества словесных игр заключаются в том, что в них можно играть везде, во время прогулки, в очереди в поликлинике, при поездке в транспорте. Также огромное влияние на речь детей дошкольного возраста оказывает осмысленный пересказ текста.
Без этого навыка дальнейшее обучение в школе просто невозможно, поэтому родители должны научить ребенка азам этого действия еще в раннем возрасте. Начинать следует с простейших сказок вроде «Репки» или «Колобка».
Сначала ребенок способен лишь отвечать на простейшие вопросы о героях, но уже к 4 годам он запоминает весь текст практически наизусть и можно перейти к пересказу по задаваемым родителями вопросам о происходящих в сказке действиях. Помимо развития речи, у ребенка тренируется память, развивается логическое мышление и творческое восприятие.