Правильное формирование речи в дошкольном возрасте в будущем обеспечит нормальную обучаемость и социальную адаптацию ребенка. Для определенного возрастного периода характерны индивидуальные особенности темпов развития.
Так, за первые три года ребенок внимательно слушает и накапливает свой пассивный словарь, а также изучает более сложные слова и их значение. Достижение конца второго года жизни это умение отличать множественное число от единственного, а также понимать некоторые падежные окончания. За третий год ребенок пользуется приблизительно 1000 слов, строит правильные предложения, так как грамматическое построение речи им уже освоено.
Дальнейшее развитие речи детей дошкольного возраста приводит к тому, что к первому классу словарь малыша расширяется до 3-4 тысяч слов. Речь становится более связной, отрывочность слов применительно к конкретной ситуации, так называемая ситуативная речь, постепенно уменьшается, но еще долго присутствует в речи малыша. Характерный признак нарушение связности и изобилии указательных местоимений.
Дополнительные возможности, развивающие речь детей старшего дошкольного возраста, дает чтение. Оно формирует фонетически чистую и грамматически правильную речь, расширяя лексикон. В младшем дошкольном возрасте речь стимулируется занятиями, развивающими мелкую моторику.
Работу по развитию речи нужно правильно организовывать еще на стадии детского дошкольного учреждения. Логопедическое обследование речи детей дошкольного возраста позволяет выявить нарушения речи и ее уровень развития. Своевременная корректировка речи посредством занятий с логопедом изменит ситуацию и подтянет ребенка до уровня его сверстников.