Дошкольный возраст включает в себя познавательное развитие ребенка по трем основным направлениям: качественно меняются и расширяются способы ориентирования ребенка в окружающей действительности, возникают новые средства и способы для данного ориентирования, значительно обогащаются знания и представления ребенка о мире.
В возрасте от 3 до 5 лет развитие детей младшего дошкольного возраста базируется на формировании принципиально новых свойств сенсорных процессов восприятия и ощущения. По мере включения в разные виды деятельности ( игру, общение и др.), ребенок учится более четко различать конкретные свойства предметов. Усовершенствуется слух, развивается цветоразличение и острота восприятия формы предметов. Добавив ко всему этому огромную фантазию, без которой не мыслим ни один процесс, можно получить основы понимания внутреннего мира малыша.
По мере взросления наибольшее значение приобретает развитие речи детей дошкольного возраста. Именно она способствует развитию коммуникабельности, а затем способствует более осмысленному восприятию окружающей действительности. Педагоги отмечают тот факт, что многие дети к началу обучения в школе могут выразить свои эмоции лишь простейшими предложениями.
Вина в этом полностью лежит на родителях, именно они должны активно общаться с ребенком, не делая основным его товарищем телевизор. Богатая речь это залог дальнейшего успешного обучения в школе, иначе даже на таких простейших задачах, как пересказ текста, могут возникнуть серьезные проблемы.
Особенно это должно волновать родителей, пытающихся организовать правильное развитие детей старшего дошкольного возраста. Форма занятий может быть достаточно простой: просьба пересказать увиденный спектакль или мультфильм, описание любого предмета другими словами (Например, на вопрос, какое над нами небо, можно получить различные ответы, начиная от ясного или голубого и заканчивая осенним или хмурым). Подобные занятия стимулируют абстрактное мышление, способствуя полноценному развитию ребенка.