Появление речи у ребенка обусловлено органическим развитием полушарий мозга, при этом воспитание взрослыми играет основную роль. Малыш не может активно развиваться сам, ему нужно в этом помогать. Доказано, что дети раннего возраста впитывают информацию подобно губке, нужно лишь обеспечить правильный ее приток. Воспитание ребенка и обучение его речи требует больших усилий со стороны взрослых.
Первое знакомство с понятиями начинается еще в грудничковом возрасте. Малыш окружен огромным количеством предметов, но без помощи мамы он не обращает на них внимания. А вот когда она берет погремушку, называет ее и протягивает малышу, тот начинает проявлять интерес. Это и есть первые упражнения, направленные на развитие детей раннего возраста. Обращаясь к малышу, мама должна четко произносить наименования предметов, избегая излишних жестов и сюсюкания.
Плавная, но понятная речь, когда губы мамы находятся в пределах видимости, запоминается ребенком, формируя первые слова в его пассивном словаре. Совместная игра также вынуждает малыша произносить первые слоги. Видя игрушку, он тянется к ней и желает обладать, повторяя первые слоги «да-да-да».
Смысловая нагрузка их еще не ясна, скорее это просто выражение эмоций, но звуки то произносятся! Дальше малыш пытается назвать сам предмет, пока безуспешно, но это временно. Следующий этап становления речи — когда ребенок внимательно смотрит за губами взрослого и пытается повторить за ним слово. Приблизительно к полутора годам малыш может успешно повторять за взрослыми.
Но развитие речи сугубо индивидуально, поэтому важно понимать, что показателем развития является не количество произносимых слов, а понимание малышом речи и его реагирование на обращение в нему. Условными границами активного словаря считаются 10 простейших слов типа «на, дай, мама» на рубеже первого года жизни, но подобных показателей достигают единицы. Пройдет время, и ребенок обязательно заговорит, особенно, если взрослые будут помогать ему в этом.