1. Планируйте всегда накануне. План на вторник составляйте вечером в понедельник, на март — в конце февраля, на следующую неделю — в пятницу. Запомните: 10 минут заблаговременного планирования сэкономят вам 2 часа времени — это просчитано специалистами.
2. Заполняйте вынужденные промежутки. Даже если это не входит в ваши планы, вы неминуемо окажетесь в пробке, потеряете 10 минут, ожидая опаздывающего коллегу или друга. Если потратить образовавшуюся паузу на ожидание, она превратится в потерю времени. Всегда имейте важное, но несрочное дело (лечебное дыхание, кассета с английским, недочитанная сводка, гимнастика для глаз) и приступайте к нему, как только появится свободная минутка.
4. Ставьте четкие сроки. Еще в законах Паркинсона выведена неоспоримая формула: работа занимает все то время, которое на нее отведено («плюс полчаса», добавляют пессимисты и оказываются правы). Если дело можно сделать за 12 минут, не отводите ему в своем ежедневнике час (периодом, отведенным на дело, считается все время до следующей отмеченной временной границы).
5. Формулируйте. Забудьте о нечетких формулировках даже в самых мелких зада¬чах. Не просите прислать нужные данные «как можно скорее», не пишите в ежедневнике «сходить в магазин» или «позвонить Алене». Четко обозначайте, зачем вы хотите звонить, что вам нужно в магазине, когда именно требуется информация.
6. Двигайтесь! Переходите к следующему делу, как только достигнете заявленного результата. Если в вашем плане стоит пункт «написать отчет», пишите его, а затем идите дальше. Или же вы вводите дополнительную графу «править отчет», должны появиться и четко указанные временные рамки. Это поможет спастись от мании совершенствования.
7. Отдыхайте. Доказано, что оптимальный промежуток для непрерывной работы — один час, а после двух часов непрерывной деятельности работоспособность и эффективность резко снижаются. Выход — 10-минутный перерыв каждые час-полтора. Если пауза длится дольше, вы сбиваетесь с ритма, если меньше, вы наверняка не успеете восстановиться.
8. Имитируйте разнообразие. Монотонность изматывает. Кроме того, вы должны реализовывать несколько планов одновременно. Чередуйте разные виды деятельности — так вы даете отдых мозгу и продвигаетесь вперед сразу в нескольких направлениях.
9. Помните о цикличности. И в сутках, и в неделе, и в месяце есть периоды подъема и спада. Самое важное, слож¬ное, требующее сосредоточенности планируйте на утренние часы, вторник — среду — четверг, первые две-три недели месяца. (Помните, Генри Форд, за 20 лет проделавший путь от сельского механика до миллиардера, первым вывел аксиому: среда — самый продуктивный день недели.)