Попытки ребенка изменить решение родителей часто заканчиваются приступом гнева. В отличие от старших детей, малыши не умеют говорить и не могут объяснить чего хотят. Переполняющая их досада выливается в яростную вспышку.
Хотя каждый ребенок является уникальной личностью, на протяжении примерно первого года жизни его действия — это в основном ответ на воздействие окружающей среды или выражение его физических потребностей. Если ребенок голоден, он будет плакать, пока его не покормят; если его положить на пол, он будет плакать до тех пор, пока его не возьмут на руки и не укачают.
Малыш не может контролировать свое окружение — он может только реагировать на происходящее. На улыбку он будет отвечать большей улыбкой, он попытается ответить вам, если вы заговорите с ним, и попробует чем-нибудь порадовать того, кто о нем заботится. В ответ ребенок надеется получить любовь и заботу, в которых нуждается.
Борьба за независимость
По мере роста ребенка параллельно с явными физическими изменениями развивается и мышление. Он начинает осознавать, что своими действиями может влиять на мир вокруг него и до некоторой степени контролировать окружающих. Малыш может уже делать выбор — по крайней мере такой, как сказать «нет» в ответ на просьбу что-нибудь сделать.
Как только малыш осознает свою независимость, он начинает оспаривать решения родителей, пытаясь получить контроль над всеми аспектами своей жизни. На этой стадии у ребенка появляется страстное желание получить право делать все по-своему. Однако хотя ребенок хочет быть независимым, он еще слишком мал и находится под постоянным присмотром взрослых. За него решают, что ему есть, где и когда играть, его одевают и раздевают, не интересуясь его желанием, и отрывают от игрушек.
Выражение эмоций
Постоянный контроль неминуемо вызывает у ребенка разочарование, гнев и раздражение. Эти чувства могут буквально переполнять малыша. На ранней стадии, пока речевые навыки еще не сформированы, у детей возникают проблемы с выражением сильных чувств и накапливающееся раздражение разряжается
Что такое приступ гнева
Приступ гнева может случиться по самому ничтожному поводу. Это признак того, что зависимый ребенок пытается обрести контроль над ситуацией.
Во время приступа гнева чувства ребенка оказываются сильнее его разума. Ребенок может кричать, визжать, пинаться, демонстративно падать на пол. При этом никакие уговоры и угрозы на него не действуют. После того как приступ гнева прекратится, ребенок может нуждаться в утешении, поскольку только что пережитая вспышка неконтролируемых эмоций, возможно, напугала его самого. Приступы гнева обычно случаются в присутствии взрослых, которым ребенок доверяет. Ребенок всегда старается выразить свои чувства, но дает им волю только тогда, когда вокруг находятся люди, которые оберегают и любят его.
Малыши не умеют говорить и не могут объяснить, чего им хочется. Не имея возможности спорить с родителями с помощью речи, ребенок «выпускает пар» в приступе гнева.
Вспышки гнева являются нормальной частью периода развития малыша. В это время ребенок начинает чувствовать свою независимость и будет часто пытаться изменить решение родителей.
Этот период жизни ребенка, который психологи называют «кризис двух лет» (за рубежом распространен термин «ужасные двухлетки»), обычно продолжается от 1,5 до 3 лет. К 4 годам коммуникативные и речевые навыки ребенка уже достаточно сформированы, чтобы выражать свои чувства словами и уметь договариваться с родителями.
Другие особенности мировосприятия ребенка в этот период жизни — сильное чувство собственности и стремление соблюдать определенные ритуалы, следуя устоявшемуся порядку в повседневной жизни.
Чувство собственности.
Ребенок полагает, что ему принадлежит все вокруг, особенно игрушки и знакомые ему предметы домашнего обихода. Детям бессмысленно говорить, что нужно делиться: концепция совместного пользования им абсолютно чужда, и так будет до тех пор, пока они не станут старше на несколько лет и у них не сформируется устоявшаяся концепция личности и ее границ. Если кто-то попытается взять его вещи, ребенок может проявить агрессию. Самое большее, на что можно надеяться, — ребенок поймет, что можно «пользоваться по очереди» под присмотром взрослых.
Ритуалы
Детям в этом возрасте полезно следовать установленному порядку, и часто дети сами требуют исполнения определенных ритуалов. Например, ребенок может требовать каждый день давать ему определенную разновидность йогурта и специальную ложку с ручкой определенного цвета, просить читать одну и ту же книжку каждый вечер или класть любимую игрушку в одно и то же место.
Малыши часто устраивают демонстративные приступы гнева, крича и падая на пол. Пока приступ не закончится, успокоить ребенка очень трудно.
Соблюдение устоявшегося порядка в жизни ребенка позволяет ему удовлетворить свою страсть к контролю и дает ему ощущение комфорта и безопасности. Особенно важны ритуалы подготовки ко сну, поскольку они позволяют малышу постепенно переключиться с дневного на ночной ритм.
Существует большая разница между тем, на что ребенок способен, и тем, что он хочет сделать. Взрослея, он учится приемлемому поведению.
Спокойный или капризный
Приступы гнева — это нормальная и даже жизненно необходимая фаза развития ребенка. Они, как и нежелание поделиться игрушками, — не основание считать, что с ребенком что-то не так. Наоборот, подобные действия как раз являются нормальными для ребенка этого возраста.
Дети нуждаются в размеренном образе жизни. Ритуал подготовки ко сну особенно важен, потому что помогает избежать проблем с засыпанием.
Малыша нужно научить сдерживать свои чувства и выражать их более безобидным способом.
А у всех детей бывают приступы гнева, но это не признак капризного характера. По мере развития самоконтроля ребенок все реже будет прибегать к ним для выражения эмоций.
Дети, привыкшие к размеренной повседневной жизни, лучше управляют своими эмоциями. Тем не менее, хотя дети нуждаются в комфорте и предсказуемости, им в то же самое время нравится делать и свой собственный выбор. Позволяя ребенку выбирать, мы даем ему возможность удовлетворить стремление к независимости. По мере того как постепенно развиваются речевые навыки малыша, у него появляется возможность выразить свои чувства в приемлемой форме, без приступов гнева, которые случаются, когда ребенок не может сказать, чего он хочет.