Православные люди верили: «Каково благовещение, таково и светлое воскресенье», то есть пасха. Но погода в этот день может быть совершенно иной, чем на благовещение (7 апреля). К тому же начало пасхи, как и ряда других религиозных праздников (например, троицы, духова дня), является «скользящим» — пасха наступала даже за несколько дней до благовещения, которое отмечается всегда в одно и то же время. В 1912 году Ф. Ф. Потехин опубликовал в Петербурге брошюру «Об ожидаемом светопреставлении 25 марта и о предзнаменованиях скорого конца», обличая суеверных людей, ожидавших светопреставления 25 марта 1912 года, так как этот день пасха совпала с благовещением.
У христиан есть и такая примета, что в «светлое воскресенье солнышко играет», но это бывает не только на иеху, но и в различные дни весны и начала лета. Если течение нескольких дней понаблюдать за солнцем при восходе и заходе, то выяснится, что оно временами испускает ярко-зеленые, а иногда и синие лучи, как бы мигает и прыгает у горизонта, принимая форму яйца. Происходит это потому, что воздух различной плотности и влажности по-разному пропускает солнечные лучи, которые, проходя через слои атмосферы, меняют свое направление. Отклонение особенно заметно, когда солнце находится у самого горизонта. Тогда его диск, колеблясь, как бы сплющивается — получается него вроде «пляски».
Еще в старину многие понимали, что приметы, ориентированные на святых, неверны: «Кто по календарю сеет, тот редко веет», «Календарным теплом не нагреешься», «Календарь не порука». «Пророк на печи промок, в лоханке высох», —говорили о людях, которые берутся предугадывать погоду по суеверным приметам. Бабушка гадала да надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет».
В 1905 году в Олонецкой губернии была записана легенда «Суд святых», высмеивавшая веру в то, что теплая погода устанавливается в день Николы вешнего, а «вода будет капать с крыш в день Василия-капельника? «С нетерпением ждали крестьяне весеннего Николу. Запасы кормов кончились. Скот голодал. Ожидали, по примеру прежних лет, выгнать скот на подножный корм день весеннего Николы. Но обманулись: травы не вышло. Думали-подумали мужички и решили, что виноват во всем Никола и что следует на него подать прошение богу. Подали. Получил это прошение бог, позвал для объяснения Николу.
— Почему ты не выгнал травы крестьянам? — спросил он Николу.
— Я тут ни причем, — ответил Никола, — вина в этом Егория: если бы он дал дождь, я бы выгнал траву, а без дождя это невозможно.
Сейчас же был позван Егорий. Он явился. Бог сказал:
Мужички жалуются на Николу, что он не выгнал Равы, а, оказывается, виноват в этом ты, а не он. Почему ты не дал дождя в свое время?
— Причина тут не во мне. Все делается по порядку. Засори Дарья прорубь в свое время, был бы и дождь в свое время.
Позвали на допрос Дарью. Дарья не признала своей вины:
— Моей вины тут нету. Все дело в Алексее. Он но дал с гор потока в свое время. Как же я могла засорить проруби?
Позвали на суд Алексея.
— Почему ты не дал потока с гор в свое время? — спросил бог Алексея.
— Я в том не виноват, — ответил Алексей, — запоздал в своем деле Василий. Он не дал в свое время капели, а без капели потоку не сделать.
Василий тоже не признал себя виновным:
— Капель от тепла, а где было его взять, если Авдотья не плющила. Виновата Авдотья
Нашли Авдотью, привлекли ее к ответу по иску мужиков. А та отвечала:
— У меня не одно дело, что только плющить. На моих руках кросна и тканье. Если бы было на руках одно дело, я не запоздала бы и плющить в свое время.
А тут как раз пришлось ставить кросна в Пудоже.
Виновных, таким образом, не находилось, и было на суде у бога постановлено: оставить прошение без последствий».