Календарные приметы о погоде

С помощью календарных примет пытаются опреде­лить погоду на целый месяц, сезон и даже год. Д. И. Менделеев писал: «Как много примет и разных суеверных понятий связывается с погодою: когда в та­кой-то день утром будет хорошая погода, говорит суеве­рие, будет такая-то в течение лета; когда в известную пятницу пойдет дождь, будет урожай».

 

Календарные приметы долгосрочных прогнозов — это чаще всего пережитки гаданий по святым: «Если на Мо-кия мокрого идет дождь [24 мая], все лето мокрое», «Если на Пахомия [28 мая] тепло, то лето пахнет теплом» и т. д. Погода одного дня не может влиять на погоду целого сезона или года. Так, например, считалось, если «на Ефимия метель [2 февраля] — год метельный». В Ле­нинграде на Ефимия может быть метель, а в городе Пушкине в этот день ее нет. Тогда, согласно примете, год в Ленинграде должен быть с метелью, а в городе Пушкине — без метели. В действительности так не бы­вает. В течение сезона погода в двух близко расположен­ных пунктах приблизительно одинакова.

 

Возможно, что в основе приметы лежит какое-то вер­ное наблюдение, но выводы из него сделаны неправиль­ные. Известна примета: «Если на Самсона-сеногноя [10 июля] дождь—семь недель тож». Французы говорят: «Если дождь на святого Медара, то дождь и на следую­щие сорок дней, если только святой Барнабе не разобьет ему нос». В средней полосе европейской части СССР в июле часто бывают дожди. В 1910 году в Москве дож­дя на Самсона не было, а через неделю начались про­ливные дожди, которые длились целый месяц. В 1962 го­ду в Ленинграде дождь продолжался не семь недель, а почти все лето и осень.

 

Весной продолжительное время бывают утренние за­морозки, поэтому возникла легенда о сорока праведни­ках, принявших мученическую смерть от язычников в холодном озере. За это праведники ежегодно весной показывают людей сорока утренниками — холодами и мо­розами. Русские крестьяне говорили, что после 22 мар­та — дня сорока мучеников   (Сороки) — следует  отсчитать 40 утренников, и тогда сеять хлеб — больше морозов не будет.

 

В Германии верили, что три «ледяных свя­тых» — Маметрий, Панкратий и Сервантий — посылают весенние утренние морозы в наказание за грехи. Ника­кого отношения к происхождению весенних утренних за­морозков святые, конечно, не имеют. Заморозки случа­ются вследствие притока холодного воздуха из Арктики. Число «сорок» в примете названо потому, что оно счита­лось волшебным. В библейском рассказе о всемирном по­топе дождь будто бы лил на землю «сорок дней и сорок  ночей».

 

В попытках определения погоды на год по дням ре­лигиозных праздников отражаются пережитки древних гаданий, известных у многих народов. В Западной Ев­ропе гадали по луковицам. В новогоднюю ночь двена­дцать долек лука, обозначенные как двенадцать месяцев, разрезали и посыпали солью, а утром по выступившему соку судили о том, какой месяц будет дождливым, какой сухим.

 

приметы о погодеРусские гадали о погоде в день Василия-солнечника (4 апреля) по солнцу, в день Антона   (17 августа)   по вихрям, в день Евлампия (23 октября) по месяцу, в день Андроника (25 октября) по звездам. Под влиянием этих гаданий возникли сотни примет и о будущем урожае: «На Филиппов день  густой  иней — обильный  урожай овса», «В Егорьев день много росы — много проса», «На Юрия мороз — гречихи воз» и т. д.

 

В старину имелось руководство, как угадывать погоду исходя из дней, на какие приходится рождество   («колядник»).  Например: «Аще будет рождество Христово в среду — зима велика и тепла, весна дождева, жатва добра, пшеница помалу, вина много, скоту мор, старым пагуба».

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector