С помощью календарных примет пытаются определить погоду на целый месяц, сезон и даже год. Д. И. Менделеев писал: «Как много примет и разных суеверных понятий связывается с погодою: когда в такой-то день утром будет хорошая погода, говорит суеверие, будет такая-то в течение лета; когда в известную пятницу пойдет дождь, будет урожай».
Календарные приметы долгосрочных прогнозов — это чаще всего пережитки гаданий по святым: «Если на Мо-кия мокрого идет дождь [24 мая], все лето мокрое», «Если на Пахомия [28 мая] тепло, то лето пахнет теплом» и т. д. Погода одного дня не может влиять на погоду целого сезона или года. Так, например, считалось, если «на Ефимия метель [2 февраля] — год метельный». В Ленинграде на Ефимия может быть метель, а в городе Пушкине в этот день ее нет. Тогда, согласно примете, год в Ленинграде должен быть с метелью, а в городе Пушкине — без метели. В действительности так не бывает. В течение сезона погода в двух близко расположенных пунктах приблизительно одинакова.
Возможно, что в основе приметы лежит какое-то верное наблюдение, но выводы из него сделаны неправильные. Известна примета: «Если на Самсона-сеногноя [10 июля] дождь—семь недель тож». Французы говорят: «Если дождь на святого Медара, то дождь и на следующие сорок дней, если только святой Барнабе не разобьет ему нос». В средней полосе европейской части СССР в июле часто бывают дожди. В 1910 году в Москве дождя на Самсона не было, а через неделю начались проливные дожди, которые длились целый месяц. В 1962 году в Ленинграде дождь продолжался не семь недель, а почти все лето и осень.
Весной продолжительное время бывают утренние заморозки, поэтому возникла легенда о сорока праведниках, принявших мученическую смерть от язычников в холодном озере. За это праведники ежегодно весной показывают людей сорока утренниками — холодами и морозами. Русские крестьяне говорили, что после 22 марта — дня сорока мучеников (Сороки) — следует отсчитать 40 утренников, и тогда сеять хлеб — больше морозов не будет.
В Германии верили, что три «ледяных святых» — Маметрий, Панкратий и Сервантий — посылают весенние утренние морозы в наказание за грехи. Никакого отношения к происхождению весенних утренних заморозков святые, конечно, не имеют. Заморозки случаются вследствие притока холодного воздуха из Арктики. Число «сорок» в примете названо потому, что оно считалось волшебным. В библейском рассказе о всемирном потопе дождь будто бы лил на землю «сорок дней и сорок ночей».
В попытках определения погоды на год по дням религиозных праздников отражаются пережитки древних гаданий, известных у многих народов. В Западной Европе гадали по луковицам. В новогоднюю ночь двенадцать долек лука, обозначенные как двенадцать месяцев, разрезали и посыпали солью, а утром по выступившему соку судили о том, какой месяц будет дождливым, какой сухим.
Русские гадали о погоде в день Василия-солнечника (4 апреля) по солнцу, в день Антона (17 августа) по вихрям, в день Евлампия (23 октября) по месяцу, в день Андроника (25 октября) по звездам. Под влиянием этих гаданий возникли сотни примет и о будущем урожае: «На Филиппов день густой иней — обильный урожай овса», «В Егорьев день много росы — много проса», «На Юрия мороз — гречихи воз» и т. д.
В старину имелось руководство, как угадывать погоду исходя из дней, на какие приходится рождество («колядник»). Например: «Аще будет рождество Христово в среду — зима велика и тепла, весна дождева, жатва добра, пшеница помалу, вина много, скоту мор, старым пагуба».