Календарные приметы

Втечение тысячелетий люди верили, что погода зависит от Бога. Поэтому многие народы обозначали одним словом понятия «бог» и «погода». По-мансийски слово «торум» — «хозяин неба» — означает также и слово «погода».

 

В Восточной Европе славяне верили, что Морозно — кузнец с длинной седой бородой, живет в ледяной избушке, сковывает воду, бегает по полям и приносит трескучие морозы. В старину накануне рождества Мороз приглашали в гости: «Мороз, Мороз, приходи кисель есть, Мороз, Мороз, не бей наш овес!» Согласно поверьям, непогоду насылают черти. Они превращаются в вихри, срывающие крыши.

Вихри считались «чертовыми сватами»: «Вихрь столбом— черт с ведьмой венчается», «В середину вихря нож бросишь, кровь пойдет — черта изранишь». В 1931 году французский ученый Жозеф Ранк заметил, что температура и давление в центре вихря гораздо ниже, чем на периферии. В этом причина появления «дьявольской крови» на ножах и кинжалах: металлическое лезвие охлаж¬дается, а когда вихрь исчезает и температура становится нормальной, оно запотевает. Поэтому бесцветная капля на клинке кинжала считалась «кровью черта».

Особенно пугали человека мрачные тучи, огненные молнии, раскаты грома. Древние славяне почитали властителя грома и молнии Перуна. В Белоруссии, когда молния ударяла в дерево, говорили: «Пярун ударил». На Руси с принятием христианства Перуна вытеснил Илья-пророк. Он будто бы разъезжал по небу в огнен¬ной колеснице, а из-под копыт его коней вылетали молнии.


Праздники и поверья
, связанные с Перуном, были отнесены к Илье-пророку. Окончание лета отмечали 2 августа как Ильин день: «Илья лето кончает — жито зажинает, хлебом наделяет», «На Илью до обеда лето, а после обеда осень», «Илья-пророк лето уволок». В начале августа число гроз обычно увеличивается, поэтому в Ильин день ожидали грозы: «Придет Илья — принесет Дождя». «Ильинским дождем» умывались, полагая, что он предохраняет от нечистой силы. В этот день будто бы Илья-пророк мочится в воду и оттого она становится холоднее: «С Ильина дня ночь длинна и вода холодна», «До Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается». В Ильин день запрещалось косить и убирать сено из-за опасения, что ослушников убьет гром или сено сожжет молния. Набожные люди постились в Ильинскую неделю, чтобы умилостивить пророка, защитить от его молний посевы.

Календарные приметыВ Новгороде были церкви Ильи мокрого и Ильи сухого. Во время засухи крестный ход с молитвами о дожде устраивался около первой церкви, а от разрушительного ливня молились во второй. Когда молитвы не помогали, народ говорил: «Дождь глух, господь ему сказал; «Иди туда, где тебя ждут», а он не пошел, где ждут, а пошел, где жнут; ему приказали: «Иди туда, где тебя просят», а он пошел, где сено косят». Были и такие кре-стьяне, которые понимали: «Молился, молился, а дождь не полился», «Не молись Илье-пророку — не будет проку».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector