Колдовские вызовы дождя были распространены и в Европе. В старину, когда хотели вызвать дождь, один крестьянин ударял молотком по пустому бочонку, подражая грому, второй — тер одну о другую две головни, разбрасывающие искры, что должно было изображать молнию, третий погружал пучок ветвей в сосуд, полный воды, и кропил землю. У разных народов был обряд купания в реке, обрызгивание водой или окачивание из ведра людей и особых кукол, чтобы вызвать дождь и засуху. У греков, болгар и сербов в случае засухи водили по деревне девушку, на которой вместо обычной одежды было множество зеленых веток, и обливали ее водой.
Обливание водой священника в облачении в Пензенской губернии еще в XIX веке считалось лучшим способом вызвать дождь.
Вера в то, что человек может колдовскими средствами влиять на погоду привела к возникновению приметы о том, что «свист — к свистящему ветру». Люди верили, что колдуны могут вызывать ветер, посвистев в нужную сторону, и продавать его морякам в кожаных мешочках, собирать с неба дождь и держать его в завязанных кринках. Известна легенда о том, как колдун похитил дождь, и за лето на землю не упало ни капли воды. Однажды, уходя из дому, он приказал служанке не дотрагиваться до закрытого горшка, стоявшего на полке. Мучимая любопытством женщина не вытерпела, развязала горшок и услышала оттуда голос: «Вот будет дождь! Вот будет дождь!» Испуганная служанка выскочила из дома, а дождь уже лился, словно из ведра. Прибежавший колдун накрыл горшок — и дождь перестал.
В Западной Европе в средние века верили, что колдуньи «портят погоду». Крупнейший представитель католического богословия Фома Аквинский писал в XIII веке о том, что «ведьмы и демоны могут вызывать ветер и дождь посредством движения паров, поднимающихся с земли и с моря». В 1484 году папа римский Иннокентий VIII опубликовал буллу (послание), в которой утверждал, что «очень многие лица обоего пола… вступают в связь с бесами в мужском и женском образе и своими наговорами, чарами и заклинаниями насылают порчу на погоду». В XIV—XVI веках инквизиторы сожгли на кострах сотни тысяч ни в чем не повинных женщин, даже девочек десяти — двенадцати лет, по обвинению в том, что они «наслали дурную погоду».
В старину в Белоруссии под влиянием католического духовенства преследовали «ведьм» по обвинению в «воровстве с неба дождя» и «накликании града и бури». В 1856 году в «Московских ведомостях» было опубликовано письмо управляющего имением графу Тышкевичу: «Ясновельможный пане! Доношу, что, с вашего позволения, сжег я шесть чаровниц: три сознались, остальные нет. Две из них престарелые».
В 1855 году в деревне Пересадовке Херсонской губернии были убиты три женщины за то, что они якобы «держали дождь и производили засуху».
В стихотворении «Великий грех» М. Исаковский описывает виденный им в детстве в смоленской деревне самосуд над вдовой. Колдун говорил крестьянам:
Виновата во всем вдова:
В недозволенный богом день
Городила она плетень
И плетнем заслонила дождь,
Оттого вот и сохнет рожь…
Велика, велика беда.
Но в колодце ведь есть вода,
В нем вдову в полуночный час
Окунуть надо девять раз…
И с небес на поля тогда
Потечет, потечет вода…
Толпа схватила вдову:
Прочитали молитву вслух, И вдову на веревке — бух, Закричала, завыла вдова, И в колодце погасли слова… Только дети — их было пять — Все ревели и звали мать.
Суеверные приметы дождя — это остатки колдовских обрядов. Древнерусское название колдуньи — «чародейка» обозначает, что она совершает магические манипуляции с чарой для вызова дождя. У чародеек был и такой обряд вызова дождя: мокрыми ветками кропили землю. Поэтому возникла примета: «Град проходит, если выкинуть помело в окно». В 1911 году в селе Успенском Омской губернии крестьяне утопили старика, который будто бы веником разгонял тучу и этим мешал дождю.
В старину верили, что самоубийцы-утопленники, похороненные на кладбище, вызывают засуху. Но если полить их тела водой, то они могут послать летом дождь, а зимой — метель. Писатель XVI века Максим Грек вспоминал об этом поверий. В 1868 году в «Киевских губернских ведомостях» сообщалось, что крестьяне села Тихого Хутора Таращанского уезда Киевской губернии вырыли из могилы утопленника, били его по голове, приговаривая: «Дай дождь», лили на него воду сквозь решето, а затем похоронили. Под влиянием такого колдовского обряда возникла примета «Утопленника найти — к дождю».