Приметы и суеверия о дожде

Колдовские вызовы дождя были распространены и в Европе. В старину, когда хотели вызвать дождь, один крестьянин ударял молотком по пустому бочонку, подра­жая грому, второй — тер одну о другую две головни, разбрасывающие искры, что должно было изображать молнию, третий погружал пучок ветвей в сосуд, полный воды, и кропил землю. У разных народов был обряд ку­пания в реке, обрызгивание водой или окачивание из ведра людей и особых кукол, чтобы вызвать дождь и за­суху. У греков, болгар и сербов в случае засухи водили по деревне девушку, на которой вместо обычной одежды было множество зеленых веток, и обливали ее водой.

 

Обливание водой священника в облачении в Пензенской губернии еще в XIX веке считалось лучшим способом вызвать дождь.

 

Вера в то, что человек может колдовскими средства­ми влиять на погоду привела к возникновению приметы о том, что «свист — к свистящему ветру». Люди верили, что колдуны могут вызывать ветер, посвистев в нужную сторону, и продавать его морякам в кожаных мешочках, собирать с неба дождь и держать его в завязанных крин­ках. Известна легенда о том, как колдун похитил дождь, и за лето на землю не упало ни капли воды. Однажды, уходя из дому, он приказал служанке не дотрагиваться до закрытого горшка, стоявшего на полке. Мучимая лю­бопытством женщина не вытерпела, развязала горшок и услышала оттуда голос: «Вот будет дождь! Вот будет дождь!» Испуганная служанка выскочила из дома, а дождь уже лился, словно из ведра. Прибежавший колдун накрыл горшок — и дождь перестал.

 

В Западной Европе в средние века верили, что кол­дуньи «портят погоду». Крупнейший представитель ка­толического богословия Фома Аквинский писал в XIII ве­ке о том, что «ведьмы и демоны могут вызывать ветер и дождь посредством движения паров, поднимающихся с земли и с моря». В 1484 году папа римский Иннокен­тий VIII опубликовал буллу (послание), в которой утверждал, что «очень многие лица обоего пола… вступают в связь с бесами в мужском и женском образе и своими наговорами, чарами и заклинаниями насылают порчу на погоду». В XIV—XVI веках инквизиторы сожгли на кострах сотни тысяч ни в чем не повинных женщин, даже девочек десяти — двенадцати лет, по обвинению в том, что они «наслали дурную погоду».

 

В старину в Белоруссии под влиянием католического духовенства преследовали «ведьм» по обвинению в «во­ровстве с неба дождя» и «накликании града и бури». В 1856 году в «Московских ведомостях» было опубликовано письмо управляющего имением графу Тыш­кевичу: «Ясновельможный пане! Доношу, что, с вашего позволения, сжег я шесть чаровниц: три сознались, ос­тальные нет. Две из них престарелые».

 

В 1855 году в деревне Пересадовке Херсонской гу­бернии были убиты три женщины за то, что они якобы «держали дождь и производили засуху».

 

В стихотворении «Великий грех» М. Исаковский опи­сывает виденный им в детстве в смоленской деревне самосуд над вдовой. Колдун говорил крестьянам:

 

Приметы о дождеВиновата во всем вдова:
В недозволенный богом день
Городила она плетень
И плетнем заслонила дождь,
Оттого вот и сохнет рожь…
Велика, велика беда.
Но в колодце ведь есть вода,
В нем вдову в полуночный час
Окунуть надо девять раз…
И с небес на поля тогда
Потечет, потечет вода…

Толпа схватила вдову:

 

Прочитали молитву вслух, И вдову на веревке — бух, Закричала, завыла вдова, И в колодце погасли слова… Только дети — их было пять — Все ревели и звали мать.

 

Суеверные приметы дождя — это остатки колдовских обрядов. Древнерусское название колдуньи — «чародей­ка» обозначает, что она совершает магические манипу­ляции с чарой для вызова дождя. У чародеек был и та­кой обряд вызова дождя: мокрыми ветками кропили зем­лю. Поэтому возникла примета: «Град проходит, если выкинуть помело в окно». В 1911 году в селе Успенском Омской губернии крестьяне утопили старика, который будто бы веником разгонял тучу и этим мешал дождю.

 

В старину верили, что самоубийцы-утопленники, по­хороненные на кладбище, вызывают засуху. Но если по­лить их тела водой, то они могут послать летом дождь, а зимой — метель. Писатель XVI века Максим Грек вспоминал об этом поверий. В 1868 году в «Киевских губернских ведомостях» сообщалось, что крестьяне села Тихого Хутора Таращанского уезда Киевской губернии вырыли из могилы утопленника, били его по голове, при­говаривая: «Дай дождь», лили на него воду сквозь ре­шето, а затем похоронили. Под влиянием такого колдов­ского обряда возникла примета «Утопленника найти — к дождю».

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector