Приметы о погоде и ее изменениях

Приметы о погодеИзвестны приметы, «определяющие» изменения пого­ды в связи со сменой фаз луны, затмением и т. д.: «Кру­той месяц — к холоду», «Рога луны остры и ярки — к ветру», «Новичок [молодой месяц] с дождем — быть лету мокрому». Эти приметы — пережитки гаданий по луне, В 1760 году Французская Академия наук назначила пре­мию за диссертацию о влиянии луны на погоду. Ученые доказали, что такое влияние отсутствует.

 

В XIX веке в Германии подвизался «лунный пророк» пастор Фальб. Его изобличили в ложных прогнозах погоды. В России в начале XX века этим занимался инже­нер путей сообщения Н. А. Демчинский. Николай II распорядился выдавать из государственных средств от 10 до 15 тысяч рублей в год для издания журнала Демчинского «Климат», в котором в 1901—1904 годах публико­вались прогнозы погоды по луне на один-два месяца вперед. Известные ученые Д. И. Менделеев, М. А. Рыкачев, Б. И. Срезневский, А. В. Колоссовский разобла­чили этого «лунного пророка». Они доказали, что «все предсказания по луне имеют вероятность такую, как вы­ход орла или решки в игре в орлянку».

 

Сотни раз издавались в Западной Европе астрологи­ческие календари, в которых «предсказывалась» погода. В Германии был известен календарь «Практика кре­стьянина», составленный в XV веке. Он выдержал 750 из­даний. С составителем подобного календаря Ленсбергом произошел, как утверждают, такой случай. Он диктовал внучке предсказания погоды: «На 9 января — ненастье, гром!» — «Но, дорогой дедушка, это день твоего рожде­ния», — сказала внучка. «Напиши тогда, — произнес дед, — хорошая погода!»

 

Большую популярность имел в Германии «Столетний календарь», сочиненный в XVII веке Морицем Кнауэ-ром,  настоятелем монастыря Лангхейма в епископстве Бамберг. В течение семи лет Кнауэр делал записи о по­годе, урожае, эпидемиях, предполагая, что появление их зависит от планет солнечной системы. Монах уверял, что Венера делает погоду теплой, Меркурий — сухой и т. д. В 1654 году Кнауэр издал «Всеобщий домашний кален­дарь». В конце XVII века этот календарь переделал врач Гельвиг и издал его в виде «Столетнего календаря», со­держащего   прогнозы   погоды   на   период с 1701  по 1800 год.

 

Берлинская Академия наук продолжала изда­вать «Столетний календарь» до конца XVIII века, не же­лая отказываться от доходов, которые давала его про­дажа. Только в Германии он выдержал до двухсот из­даний, был переведен на индийский и японский языки. Ученый Бертгольд установил, что из всех предсказа­ний «Столетнего календаря» 86 процентов прогнозов ока­зались ложными, а остальные  14  процентов  случайно совпали. Ф. Энгельс писал, что еще в XIX веке в Герма­нии широко распространялись «гениальный столетний ка­лендарь, сверхмудрый сонник, никогда не обманывающее колесо счастья и тому подобные бессмысленные порожде­ния пагубного суеверия».


В России в XVII—XVIII веках были в ходу рукопис­ные переводные шведские, немецкие, польские календа­ри, содержащие «Изложение знамян» — различных астро­логических предсказаний по временам года и на каждый день: о погоде, об урожае и неурожае, здравии и болез­нях на каждый месяц. В мае 1709 года астроном и ма­тематик Я. В, Брюс опубликовал календарь, составлен­ный библиотекарем Василием Киприяновым по типу не­мецких   «прогностиков», — «Брюсов  календарь, в коем по состоянию погоды предсказывается на каждый год урожай и неурожай хлеба и всего произрастающего». Календарь на тысячу лет вперед состоял из шести на­стенных таблиц прогнозов погоды на каждый месяц по фазам луны. Согласно этому календарю, каждые 19 лет погода точно повторялась в одни и те же числа месяца, так как фазы луны, то есть полнолуние, новолуние и т. д., повторяются в одни и те же числа месяца через каждые 19 лет. Конечно, эти предсказания были ложными.

 

Брюсов календарь содержал и указания, когда по по­ложению луны на небе наиболее благоприятное время «сев начинать», «брак иметь», «бороду брить и власы стричь» и даже «мыслити начинать». Последнее предла­галось делать, когда луна придет в созвездие Тельца. В «Горе от ума» в споре с Фамусовым Хлестова, воз­можно, вспоминает именно этот календарь, когда гово­рит: «Все врут календари».

 

В противоположность Брюсову календарю молодой ученый Алексей Изволов составил в 1720 году «Санкт-Петербургский календарь», в который не включил астро­логические предсказания. Изволов писал в предисловии, что «сие учинено не по неведению», а потому, что «гос­пода астрологисты сочиняют предсказания только ради получения побольше денег».

 

В гадательных книжках, издававшихся в XIX веке, было много астрологических примет, «когда будет вёдро или ненастье», когда следует «выбирать время начать учиться прилежно, чтобы все помнить; строить храм, что­бы огонь не пришел; князей и господ просить; платье кроить, чтобы оно стало счастливым», и т. д.

 

Из «Оракулов» пришли приметы погоды: «Если зве­нит в правом ухе — тепло будет, если в левом — стужа», «Если снится рыба, будет вода [дождь]», «Лягушку ви­деть — плохая погода» и т. д. Приметы, определяющие погоду по дням недели, распространялись под влиянием гадательных «прогностиков» «счастливых» и «несчастли­вых» дней: «Если рождество приходится на среду, зима будет плохая, а весна дурная», «Какова погода в пятницу — такая же в воскресенье» и т. д. В конечном счете то, что христиане празднуют воскресенье, иудеи суббо­ту, мусульмане пятницу — пережиток культа солнца и луны.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector