Известны приметы, «определяющие» изменения погоды в связи со сменой фаз луны, затмением и т. д.: «Крутой месяц — к холоду», «Рога луны остры и ярки — к ветру», «Новичок [молодой месяц] с дождем — быть лету мокрому». Эти приметы — пережитки гаданий по луне, В 1760 году Французская Академия наук назначила премию за диссертацию о влиянии луны на погоду. Ученые доказали, что такое влияние отсутствует.
В XIX веке в Германии подвизался «лунный пророк» пастор Фальб. Его изобличили в ложных прогнозах погоды. В России в начале XX века этим занимался инженер путей сообщения Н. А. Демчинский. Николай II распорядился выдавать из государственных средств от 10 до 15 тысяч рублей в год для издания журнала Демчинского «Климат», в котором в 1901—1904 годах публиковались прогнозы погоды по луне на один-два месяца вперед. Известные ученые Д. И. Менделеев, М. А. Рыкачев, Б. И. Срезневский, А. В. Колоссовский разоблачили этого «лунного пророка». Они доказали, что «все предсказания по луне имеют вероятность такую, как выход орла или решки в игре в орлянку».
Сотни раз издавались в Западной Европе астрологические календари, в которых «предсказывалась» погода. В Германии был известен календарь «Практика крестьянина», составленный в XV веке. Он выдержал 750 изданий. С составителем подобного календаря Ленсбергом произошел, как утверждают, такой случай. Он диктовал внучке предсказания погоды: «На 9 января — ненастье, гром!» — «Но, дорогой дедушка, это день твоего рождения», — сказала внучка. «Напиши тогда, — произнес дед, — хорошая погода!»
Большую популярность имел в Германии «Столетний календарь», сочиненный в XVII веке Морицем Кнауэ-ром, настоятелем монастыря Лангхейма в епископстве Бамберг. В течение семи лет Кнауэр делал записи о погоде, урожае, эпидемиях, предполагая, что появление их зависит от планет солнечной системы. Монах уверял, что Венера делает погоду теплой, Меркурий — сухой и т. д. В 1654 году Кнауэр издал «Всеобщий домашний календарь». В конце XVII века этот календарь переделал врач Гельвиг и издал его в виде «Столетнего календаря», содержащего прогнозы погоды на период с 1701 по 1800 год.
Берлинская Академия наук продолжала издавать «Столетний календарь» до конца XVIII века, не желая отказываться от доходов, которые давала его продажа. Только в Германии он выдержал до двухсот изданий, был переведен на индийский и японский языки. Ученый Бертгольд установил, что из всех предсказаний «Столетнего календаря» 86 процентов прогнозов оказались ложными, а остальные 14 процентов случайно совпали. Ф. Энгельс писал, что еще в XIX веке в Германии широко распространялись «гениальный столетний календарь, сверхмудрый сонник, никогда не обманывающее колесо счастья и тому подобные бессмысленные порождения пагубного суеверия».
В России в XVII—XVIII веках были в ходу рукописные переводные шведские, немецкие, польские календари, содержащие «Изложение знамян» — различных астрологических предсказаний по временам года и на каждый день: о погоде, об урожае и неурожае, здравии и болезнях на каждый месяц. В мае 1709 года астроном и математик Я. В, Брюс опубликовал календарь, составленный библиотекарем Василием Киприяновым по типу немецких «прогностиков», — «Брюсов календарь, в коем по состоянию погоды предсказывается на каждый год урожай и неурожай хлеба и всего произрастающего». Календарь на тысячу лет вперед состоял из шести настенных таблиц прогнозов погоды на каждый месяц по фазам луны. Согласно этому календарю, каждые 19 лет погода точно повторялась в одни и те же числа месяца, так как фазы луны, то есть полнолуние, новолуние и т. д., повторяются в одни и те же числа месяца через каждые 19 лет. Конечно, эти предсказания были ложными.
Брюсов календарь содержал и указания, когда по положению луны на небе наиболее благоприятное время «сев начинать», «брак иметь», «бороду брить и власы стричь» и даже «мыслити начинать». Последнее предлагалось делать, когда луна придет в созвездие Тельца. В «Горе от ума» в споре с Фамусовым Хлестова, возможно, вспоминает именно этот календарь, когда говорит: «Все врут календари».
В противоположность Брюсову календарю молодой ученый Алексей Изволов составил в 1720 году «Санкт-Петербургский календарь», в который не включил астрологические предсказания. Изволов писал в предисловии, что «сие учинено не по неведению», а потому, что «господа астрологисты сочиняют предсказания только ради получения побольше денег».
В гадательных книжках, издававшихся в XIX веке, было много астрологических примет, «когда будет вёдро или ненастье», когда следует «выбирать время начать учиться прилежно, чтобы все помнить; строить храм, чтобы огонь не пришел; князей и господ просить; платье кроить, чтобы оно стало счастливым», и т. д.
Из «Оракулов» пришли приметы погоды: «Если звенит в правом ухе — тепло будет, если в левом — стужа», «Если снится рыба, будет вода [дождь]», «Лягушку видеть — плохая погода» и т. д. Приметы, определяющие погоду по дням недели, распространялись под влиянием гадательных «прогностиков» «счастливых» и «несчастливых» дней: «Если рождество приходится на среду, зима будет плохая, а весна дурная», «Какова погода в пятницу — такая же в воскресенье» и т. д. В конечном счете то, что христиане празднуют воскресенье, иудеи субботу, мусульмане пятницу — пережиток культа солнца и луны.