У многих народов сохранились пережитки веры в «счастливые» и «несчастливые» дни. Когда-то утверждали, что библейский патриарх Авраам будто бы получил от ангелов таблицу с указанием таких дней и благодаря этому во всем имел удачу. Еще древнегреческий философ Гераклит упрекал поэта Гесиода за то, что тот считал одни дни хорошими, а другие — плохими: «Гесиод не знал, что природа каждого дня одинакова».
Возникновение веры в благодетельные и губительные свойства времени восходит к первобытному обществу, когда люди не умели отвлеченно представлять время, делить его на месяцы и дни, часы и минуты. Время, когда охота была неудачной и не было пищи, считалось тяжелым временем, а когда охота удавалась и все были сыты — легким. Такое разделение привело к вере, что некоторые периоды времени имеют благодетельные или, наоборот, губительные свойства. У многих племен Африки и сейчас нет другого деления времени, как на «большой счастливый период», состоящий из 19 дней, и «маленький» — из 7 дней. Между этими периодами несколько несчастливых дней, когда не предпринимается никаких дел. С большим трудом научились люди устанавливать временные периоды в зависимости от их продолжительности, а не от фантастических свойств, выдуманных человеком.
Дни когда-то представляли в наглядных образах добрых или злых существ, приносящих людям счастье или несчастье. Благочестивые христиане верили, что понедельник, среда и пятница — «тяжелые дни», когда следует избегать начинать какие-либо дела, откладывая их на «легкие дни» — вторник, четверг и субботу. Мусульмане, наоборот, считают понедельник, среду и пятницу счастливыми днями. Католики объясняют, что «понедельник — тяжелый день», так как именно в этот день падшие ангелы были низвергнуты богом с небес на землю. Православные верили, что «на том свете» первая встреча души бывает со «святым Понедельником», который расспрашивает человека о содеянных им грехах.
Особенно не любят понедельник англичане. Многие из них верят, что выход парохода в море в этот день — самопотопление. Они рассказывают легенду о капитане по фамилии Манди («Понедельник»), который не верил в то, что этот день приносит несчастье. Он нанял матросов в понедельник, вышел в плавание в понедельник и потерпел аварию в следующий понедельник.
Примета «понедельник — тяжелый день» сложилась в древности из опасения — зловредного влияния Луны, богини ночи и мрака, которая якобы преследовала людей, нарушавших ее покой в этот день. Языческое название понедельника как «дня Луны» сохранилось у западноевропейских народов. На Украине понедельник считался праздником ведьм и русалок. В этот день женщинам запрещалось работать, особенно прясть, варить сыр, чтобы нечистая сила не изготовила из него отраву.
Впоследствии обычай «понедельничать», то есть бездельничать, соблюдали и мужчины, не желавшие работать после пьянства в воскресенье: «Понедельник — похмельник: поминки по воскресенью», «Всплошил понедельник воскресного пьяницу: в воскресенье пьет, а в понедельник кобылу ищет». Народ осуждал обычай «понедельничать»: «Понедельник-бездельник», «Лучше не понедельннчать, да не бездельничать».
В старину понедельник был для крестьян, не посещавших в воскресенье церковь, «тяжелым днем». В IX веко великий князь Владимир приказал всем ново-
крещенным являться в храм в воскресные дни, а тех, которые не являлись, подвергать жестокому наказанию в понедельник. Еще в XVIII веке крестьян, отсутствующих на воскресном богослужении, в понедельник привязывали возле церкви.
Крестьянки опасались прогневить великомученицу Параскеву-Пятницу. В «Барышне-крестьянке» А. С. Пушкин заставляет свою героиню Лизу клясться «святой пятницей». На Руси пятница считалась несчастливым днем, а в Испании — счастливым. В древности пятница была днем римской богини Венеры, по имени которой и назван пятый день недели. Это название дня пятницы сохранилось у французов — уепйгесн. У немцев пятница была олицетворением богини Фреи, отсюда название «фрейтаг». По преданию, в Болгарии, в Солуни, церковь Пятницы построена на месте храма Венеры.
На Руси были иконы Параскевы, на которых она изображена как персонификация пятого дня недели, его покровительница. У восточных славян образ Пятницы слился с древнеязыческим культом женского божества брака и прядения Мокоши. Крестьянки верили, что Мо-коша великим постом обходит дома и наказывает прядущих женщин. Еще в XIX веке на Украине был обычай водить 10 ноября, в день Параскевы-Пятницы, женщину с распущенными волосами, чтобы лен был длинный. Об этой святой рассказывали, что родители ее почитали пятницу как день смерти Иисуса Христа, за что бог дал им в этот день дочь, которую они назвали Параскева, что значит — накануне субботы, то есть пятница.
Суеверные люди воображали, что пятница наказывает тех, кто в этот день работает. Были распространены приметы из старинной рукописи «Сказания о 12 пятницах»: «Кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью», «Кто в пятницу моет полы, тот после смерти в помоях валяется» и т. д. Эти приметы были выдуманы, чтобы запугать крестьянок, не соблюдавших запрета работать в «тяжелые дни»; но народ говорил: «Среда и пятница хозяину в доме не указчица», «Ленивому пятница — тяжелый день».
Очень много у Вас примет на сайте, я долго такое искала. Народные приметы всегда меня интересовали, хотелось бы побольше историю нашу изучить.
А есть приметы про обручальное кольцо?