Народные приметы и суеверия о тяжелых и легких днях

Народные приметыУ многих народов сохранились пережитки веры в «счастливые» и «несчастливые» дни. Когда-то утверж­дали, что библейский патриарх Авраам будто бы получил от ангелов таблицу с указанием таких дней и бла­годаря этому во всем имел удачу. Еще древнегреческий философ Гераклит упрекал поэта Гесиода за то, что тот считал одни дни хорошими, а другие — плохими: «Гесиод не знал, что природа каждого дня одинакова».

 

Возникновение веры в благодетельные и губительные свойства времени восходит к первобытному обществу, когда люди не умели отвлеченно представлять время, де­лить его на месяцы и дни, часы и минуты. Время, когда охота была неудачной и не было пищи, считалось тяже­лым временем, а когда охота удавалась и все были сы­ты — легким. Такое разделение привело к вере, что не­которые периоды времени имеют благодетельные или, наоборот, губительные свойства. У многих племен Аф­рики и сейчас нет другого деления времени, как на «большой счастливый период», состоящий из 19 дней, и «маленький» — из 7 дней. Между этими периодами не­сколько несчастливых дней, когда не предпринимается никаких дел. С большим трудом научились люди уста­навливать временные периоды в зависимости от их про­должительности, а не от фантастических свойств, выду­манных человеком.

 

Дни когда-то представляли в наглядных образах доб­рых или злых существ, приносящих людям счастье или несчастье. Благочестивые христиане верили, что поне­дельник, среда и пятница — «тяжелые дни», когда сле­дует избегать начинать какие-либо дела, откладывая их на «легкие дни» — вторник, четверг и субботу. Мусуль­мане, наоборот, считают понедельник, среду и пятницу счастливыми днями. Католики объясняют, что «поне­дельник — тяжелый день», так как именно в этот день падшие ангелы были низвергнуты богом с небес на зем­лю. Православные верили, что «на том свете» первая встреча души бывает со «святым Понедельником», кото­рый расспрашивает человека о содеянных им грехах.

 

Особенно не любят понедельник англичане. Многие из них верят, что выход парохода в море в этот день — самопотопление. Они рассказывают легенду о капитане по фамилии Манди («Понедельник»), который не верил в то, что этот день приносит несчастье. Он нанял матросов в понедельник, вышел в плавание в понедельник и потерпел аварию в следующий понедельник.

 

Примета «понедельник — тяжелый день» сложилась в древности из опасения — зловредного влияния Луны, бо­гини ночи и мрака, которая якобы преследовала людей, нарушавших ее покой в этот день. Языческое название понедельника как «дня Луны» сохранилось у западно­европейских народов. На Украине понедельник считался праздником ведьм и русалок. В этот день женщинам за­прещалось работать, особенно прясть, варить сыр, чтобы нечистая сила не изготовила из него отраву.

 

Впоследствии обычай «понедельничать», то есть без­дельничать, соблюдали и мужчины, не желавшие рабо­тать после пьянства в воскресенье: «Понедельник — похмельник: поминки по воскресенью», «Всплошил поне­дельник воскресного пьяницу: в воскресенье пьет, а в понедельник кобылу ищет». Народ осуждал обычай «по­недельничать»: «Понедельник-бездельник», «Лучше не понедельннчать, да не бездельничать».

 

В старину понедельник был для крестьян, не посе­щавших в воскресенье церковь, «тяжелым днем». В IX веко великий князь Владимир приказал всем ново-

крещенным являться в храм в воскресные дни, а тех, ко­торые не являлись, подвергать жестокому наказанию в понедельник. Еще в XVIII веке крестьян, отсутствую­щих на воскресном богослужении, в понедельник привя­зывали возле церкви.

 

Крестьянки опасались прогневить великомученицу Параскеву-Пятницу. В «Барышне-крестьянке» А. С. Пуш­кин заставляет свою героиню Лизу клясться «святой пятницей». На Руси пятница считалась несчастливым днем, а в Испании — счастливым. В древности пятница была днем римской богини Венеры, по имени которой и назван пятый день недели. Это название дня пятницы сохранилось у французов — уепйгесн. У немцев пятница была олицетворением богини Фреи, отсюда название «фрейтаг». По преданию, в Болгарии, в Солуни, церковь Пятницы построена на месте храма Венеры.

 

На Руси были иконы Параскевы, на которых она изо­бражена как персонификация пятого дня недели, его по­кровительница. У восточных славян образ Пятницы слился с древнеязыческим культом женского божества брака и прядения Мокоши. Крестьянки верили, что Мо-коша великим постом обходит дома и наказывает пряду­щих женщин. Еще в XIX веке на Украине был обычай водить 10 ноября, в день Параскевы-Пятницы, женщину с распущенными волосами, чтобы лен был длинный. Об этой святой рассказывали, что родители ее почитали пят­ницу как день смерти Иисуса Христа, за что бог дал им в этот день дочь, которую они назвали Параскева, что значит — накануне субботы, то есть пятница.

 

Суеверные люди воображали, что пятница наказы­вает тех, кто в этот день работает. Были распростране­ны приметы из старинной рукописи «Сказания о 12 пят­ницах»: «Кто прядет в пятницу, у того на том свете сле­пы будут отец с матерью», «Кто в пятницу моет полы, тот после смерти в помоях валяется» и т. д. Эти приме­ты были выдуманы, чтобы запугать крестьянок, не со­блюдавших запрета работать в «тяжелые дни»; но народ говорил: «Среда и пятница хозяину в доме не указчи­ца», «Ленивому пятница — тяжелый день».

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 0
  1. Ezhik

    Очень много у Вас примет на сайте, я долго такое искала. Народные приметы всегда меня интересовали, хотелось бы побольше историю нашу изучить.

    А есть приметы про обручальное кольцо?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector