У многих народов число 7 — священное, так как им когда-то завершалась система исчисления. Насечки и знаки на палеолитических изображениях часто группируются по семеркам, отмечая фазы Луны. Они сменяются через каждые 7 дней, что привело к созданию лунного календаря, основанного на семидневной\’ неделе. Седьмой день лунной фазы считался злосчастным, посвященным богине Луны.
В ней видели причину менструаций у женщин, потому что менструальный период близко совпадает с лунными фазами. Люди верили, что очень опасны дни, когда богиня Луны отдыхает.
В древневавилонской религии был закон: «Седьмой день бог сделал священным и повелел отдыхать в этот день от трудов». В Древнем Вавилоне седьмой день назывался «шаббату» (суббота). Почитание субботы сохранилось и в Библии. В ней говорится, что бог сотворил мир в шесть дней, а в день седьмой почил от своих трудов.
Благоговейное отношение к семерке особенно закрепилось после того, как люди разглядели на небосклоне 7 движущихся небесных тел: 5 планет — Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий, к которым еще добавляли Солнце и Луну. Способствовала вере в волшебные свойства семерки и радуга, как семицветная дуга, появляющаяся на небе в стороне, противоположной Солнцу.
Семерке приписывается магическое значение во многих религиях, а также в знахарстве и древней медицине, астрологии и алхимии. В семитических языках число 7 связано со словами «клясться», «заклинать». Древние семиты — ассирийцы, арабы, евреи — клялись этим числом.
8 Древнем Вавилоне почитали 7 великих богов, 7 духов ветров и т. д. В Библии число 7 упоминается более ста раз, говорится о «семи духах божьих», «семи золотых светильниках» и т. д. В Древней Греции число 7 отождествляли с демиургом (творцом), судьбой, удачей и здоровьем. Семерку называли числом богини мудрости Афины и бога Солнца Аполлона, которому приносили жертву в седьмой день новолуния.
В христианской церкви сохранилось магическое значение числа 7: 7 чинов ангельских, 7 таинств, 7 смертных грехов, 7 добродетелей, 7 недель великого поста. До наших дней дошла примета, запрещающая садиться на углу стола, так как будто бы можно остаться 7 лет без взаимной любви. Суеверные люди утверждают, что в браке каждые 7 лет наступает кризис в отношениях между супругами.
В Соединенных Штатах Америки семерка считается счастливым числом. Поэтому астронавты в название каждого очередного космического корабля включали цифру 7 Купер, например, назвал свой космический аппарат «Фейт-7» («фейт» по-английски «вера»), Гленн — «Фрепдшип-7» («дружба»), Карпентер — «Аврора-7» («утренняя заря»), Ширра—«Сигма-7» («сумма»). Это показывает, что полет совершает астронавт, входящий в первую семерку астронавтов, отобранных еще в 1959 году. Но в то же время это и дань числовому суеверию.
Известны попытки истолкования почитания семерки в том, что человек воспринимает окружающие явления — свет, звук, запах, вкус — через семь «отверстий» в голове (два глаза, два уха, две ноздри и рот). Людям свойственно схватывать информацию не более 7 категорий. Если число знаков, например точек на бумаге, не превышает семи, человек, не считая, сразу как бы интуитивно называет число. Если же точек больше семи, уже надо считать. Поэтому число 7 стало магическим. Подобное объяснение едва ли правильно, так как колдовское значение приписывалось и другим цифрам. Большинство индейских племен Северной Америки верило, что число 4 по своей магической силе превосходит все
другие числа.
У восточных славян страх вызывало число 9. «В девяти нет пути», — говорили в старину. Моряки боялись «девятого вала». На картине Айвазовского изображено, как катится чудовищный и грозный роковой девятый вал. Перед ним в страхе застыли люди, прицепившиеся после кораблекрушения к обломку мачты.
Боязнь числа 9 порождена также верой в магические свойства конечного числа. Было время, когда счет замыкался девяткой. По-латыни «девять» означает «новый». У немцев «девять» («нойн») — «новый». Счет девятками очень долго сохранялся в русской деревне. В сказках часто упоминается выражение: «За тридевять земель».
На Древней Руси был счет и сороками: «Дороги твои сорок соболей, а на правду-матку и цены нет», «Сорок сороков церквей» и т. д. Охотники на крупного зверя боялись рокового числа — 41. У Некрасова в стихотворении «В деревне» говорится:
Сорок медведей поддел па рогатину, На сорок первом сплошал.