Ложные приметы часто связаны с верой в магическое значение цифр. Русская примета утверждает: «Нечетка счастлива».
Вера в колдовские свойства чисел восходит к временам, когда возникал счет. У многих племен «считать» означало «сглазить», «околдовать». Первоначально люди не имели общих чисел для всех предметов. Существовали разные обозначения для каждого числа в зависимости от того, что считали: один счет был для камней, другой — для рыб и т. д. Лишь постепенно человек научился отвлекать числовые понятия от конкретных вещей. Каждое такое абстрактное число имело наглядный образ, казалось человеку как бы живым существом, обладающим различными свойствами. Числа представлялись в виде духов, приносящих счастье или несчастье. В Древнем Вавилоне верили, что каждое число от 1 до 60 воплощено в особом боге, а дроби — в низших духах. Там боялись нечетных чисел, а поэтому ели за одной трапезой два блюда, пили два или четыре бокала и т. д. ВДревней Греции четные числа считались мужскими, счастливыми, а нечетные — женскими, несчастливыми.
Придание магических свойств числу «три» относится к тому времени, когда люди еще не имели чисел больше трех. Три как бы замыкало счет, было последним числом. Поэтому тройка, обозначавшая множество, рассматривалась как счастливое число. В России» говорили: «Бог троицу любит». Оно могло быть божественным и дьявольским: «пресвятой», «треклятый». Заклятия и заговоры для придания им колдовской силы произносятся трижды. Л. Н. Толстой описывает в романе «Воскресение» члена суда, который страдал катаром желудка и загадал, что если число шагов от кресла до кабинета будет делиться на три без остатка, то он вылечится, если же не будет делиться, то не вылечится.
Известны приметы, в которых число три «не к добру»: «Троица троицей, а трех свечей на стол не ставят». В старину около головы покойника, лежащего в гробу, ставили три свечи, чтобы прогнать бесов. Поэтому верили, что если в другое время зажечь три огня в комнате, то это вызовет смерть кого-нибудь из близких. Отсюда произошла и другая примета: «Третий не прикуривает». Она возникла во время англо-бурской войны, когда буры-снайперы безошибочно били по огоньку спички. Во время первой мировой войны суеверные люди искали причину гибели кого-либо из солдат на фронте в том, что погибший нарушил запрет — «третий не прикуривает». На передовых позициях курившие солдаты иногда становились жертвами метких стрелков. В таких случаях соседи убитого вспоминали, что оп только что прикуривал, и этого было достаточно, чтобы стали особенно крепко верить этой примете.
На случайных совпадениях основана вера в фатальные числа и даты. В США многие увлекаются числовыми гаданиями, так называемой «нумерологией». Нумерологи уверяют, что они могут угадать номера выигрышных билетов, счастливые числа месяца и т. п. Шарлатаны спекулируют на том, что если сбываются их предсказания, то они запоминаются, а если не сбываются, то быстро забываются.
Нумерология возрождает кабалистические гадания по числам, распространенные в древности и в средние века у. евреев. Предсказатели подставляли под буквы имен тех или иных лиц числовые значения: «а» означало 1, «б» — 2 и т. д., цифры складывали и по полученной сумме пытались определить судьбу человека.
В средние века христианские богословы написали целые библиотеки книг о таких гаданиях. «Арифметическое богословие» утверждало, что числа — это мысли бога, имеющие тайный смысл. Богословы исходили из новозаветной книги «Откровения Иоанна Богослова», в которой указывается, что «число Антихриста», то есть сумма буквенных его значений, 666. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов, опираясь на это «число зверя», пришел к мысли, что Наполеон есть именно Антихрист, которого ему суждено убить.
Нумерологи используют для одурачивания знание «психологии чисел». Так, например, нельзя произвольно вызвать в своем воображении какую-либо цифру, в конечном счете она будет предопределена каким-либо воспоминанием. Наша любовь к круглым цифрам, то есть оканчивающимся на 0 или 5, вызвана десятичным основанием принятой у нас системы счета. Поэтому если автоматически исписывать бумагу цифрами, то больше всего окажется круглых цифр. Любовь или нелюбовь человека к какому-либо числу объясняется тем, что когда-то, чаще всего в детстве, неприятность или радость у этого человека была связана с данным числом. Известный итальянский певец Энрико Карузо боялся числа 13, потому что однажды именно 13-го повредил голосовые связки. С тех пор он избегал петь в этот день. Профессор К. К. Платонов рассказывал, что в 1943 году встретил на фронте летчика, который жаловался ему как врачу», что испытывал мучительный страх в полете на самолетах некоторых типов, если в номере машины было число семь. Оказалось, что летчик боялся самолетов, номер которых совпадал с хвостовым номером той машины, на которой он ранее был сбит. Хотя летчик и забыл номер самолета, на котором чуть не погиб, подсознательная память зафиксировала и сохранила эту семерку.