Народные приметы и суеверия о птицах и животных

Народные приметыДревние славяне верили, что птицы и животные могут предвещать счастье или несчастье человеку. Е. А. Баратынский писал в стихотворении «Приметы»:

 

Пока человек естества не испытал

Горнилом, весами и мерой,

По — детски вещаньям природы внимал,

Ловил ее знаменья с верой;

…Почуя беду над его головой,

Ворон каркал ему в опасенье,

И замысла, в пору смирясь пред судьбой,

Воздерживал он дерзновенье.

На путь ему выбежав из лесу, волк,

Крутясь и подъемля щетину,

Победу пророчил, и смело свой полк

Бросал он на вражью дружину…

 

В поучении, приписываемом Кириллу Кипрскому , сообщается: «Мы веруем в поткы [птицу] и в дятла и в вороны и в синицы: коли где хощем пойти, которая посреди пограет, то станем послушающе — пра­вая или левая ли?» Воевода слушал, которая из двух птиц — правая или левая, подаст голос, ставя в зависи­мость от этого свой поход.

 

Древние славяне верили, что ворон, филин, сова, гал­ка, лиса, заяц, кот, мышь, змея, ящерица — «нечистые», а голубь, петух, пчела, медведь, волк — враги нечистой силы.

 

Наиболее зловещими вестниками несчастий счита­лись филин и сова, в которых будто бы превращаются злые духи: «Если филин сядет на крышу дома — смерть одному из домашних», «Сова не приносит добра». У древних римлян была примета, что женщина, увидев­шая сову, становится бесплодной. В Скандинавских стра­нах сову называют вестницей смерти, потому что эта птица кричит «кле-вит, кле-вит», напоминая норвежские слова «одета в белое».

 

Многие народы считали, что крик ворона предвещает покойника, так как ворон питается падалью. Распро­странению поверья способствовали его черное оперение и неприятный крик. Почитание ворона как вещей птицы встречается у многих народов. Немцы верили, что если ворон кричит перед домом, где лежит покойник, значит, душа умершего пойдет в ад. Французы говорят, что де­моны летают в виде воронов во время кончины колдуна и потом несут его душу в геенну огненную.

 

О вороне, сороке и кукушке придумано много пове­рий: «Старый ворон не каркнет даром: либо было что, либо будет что», «Ворон каркает к несчастью, ворона к ненастью», «Села ворона на избу, каркала ворона на свою голову, в том дому не быть добру», «Если кровью ворона вымазать дуло ружья, не будет промаха», «Ворон каркал, каркал, да и докаркался», «На чей дом сорока сядет, там гость будет» и т. д. Кукушке приписывали дар предсказывать срок наступления смерти. «Горемыч­ная кукушка, скажи, сколько мне жить годов?» — спра­шивали у птицы и считали, сколько раз она прокукует. Это суеверие давно высмеивалось: «Много лет кукушка накуковала, да наврала».

 

Суеверные люди полагали, будто «кукушка без гнез­да за то, что она завила его в благовещение» — 7 апреля. Хотя есть виды кукушек, которые вьют гнезда и выкарм­ливают птенцов, но большинство их разновидностей подкладывают свои яйца в гнезда мелких птиц. Делают ку­кушки это, конечно, не в наказание за нарушение за­прета вить гнезда в благовещение, а заботясь о сохране­нии потомства, обладающего таким огромным аппетитом, удовлетворить который родители не в силах. «Не диво, что кукушка по чужим гнездам летает, — говорил на­род, — а вот бы диво — как бы свое завила».

 

Церковное происхождение имеет поверье: «В благове­щение птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет». Гнезда птицы строят не в зависимости от праздников, а когда наступает тепло, появляется обилие пищи. Кле­сты — еловики и сосновики выводят птенцов круглый год. Грачи и скворцы прилетают в Ленинградскую область обычно в середине марта и вскоре после прилета начи­нают сооружать новые и ремонтировать старые гнезда. Конечно, они продолжают заниматься этим и в благове­щение.

На Руси наблюдали за поведением петухов и куриц в религиозные праздники: «Если па сретение [15 февра­ля] напьется петух воды, наберется пахарь беды», «Если в Евдокею [14 марта] курочка на улочке водицы напьется, то в Егорьев день [6 мая] барашек травки наестся» и т. д.


Возникновение примет, связанных с петухом, объяс­няется тем, что он считался олицетворением -огня и све­та, глашатаем солнца. Родина петуха — Древний Иран, где его впервые приручили. У иранцев были приметы о петухах, по \’ поведению которых гадали. В древнеиранской религии маздаизме петух — священная птица бога света Агурамазды, создавшего его для борьбы с демона­ми. Многие народы приписывали петушиному крику спо­собность изгонять злых духов.

 

В религиозном культе древних славян петух играл большую роль. Изображение его было амулетом против пожара. Известно много поверий о петухе и курице, буд­то бы предвещающих разные события: «Петух головой трясет — к беде в доме», «Петухи всю ночь поют — к по­койнику», «Куры кричат на насесте — к домашней ссо­ре», «Солома на хвосте курицы — к покойнику», «Петух снес яйцо — к беде», «У кого курица запела петухом — не перед добром». Случаи перерождения пола у птиц происходят под влиянием инфекционных заболеваний, туберкулеза, перитонита. Нет никакой связи между судь­бой человека и кукареканьем кур или яйценоскостью пе­туха.

 

Необычайная чуткость собак привела к вере в то, что они чуют смерть хозяина: «Собачий вой — за упокой». Когда собака выла, рыла яму на дворе, хозяин говорил ей: «На свою голову!» —то есть предрекал гибель самой собаке.

 

До наших дней  сохранились  приметы  о  том,  что встреча с каким-либо из животных, якобы связанных с нечистой силой, предвещает несчастье. Бальзаминов из пьесы А. Н. Островского рассуждал: «У меня такая при­мета есть. Если ты идешь и задумал что-нибудь, и вдруг тебе встреча нехорошая, лучше воротись, а та ничего не будет».  Охотники,  встретившие  зайца,  перебегающего путь, прекращали охоту и возвращались домой:  «Заяц перебежал дорогу—неудача стрелку». Многие боялись встречи с ним, веря, что от него к человеку может пе­рейти трусость. Внезапное появление на дороге зайца по­будило римского консула Фламиния отказаться от на­чальства над конницей. Во Франции и Германии верили, что встреча с зайцем,  особенно после захода  солнца, предвещает несчастье, так как в это время колдуны и ведьмы бегают в виде зайцев и зайчих. Английский ис­торик Гиральдус Камбренсис еще в XII веке называл поверье, что зимой ведьмы превращаются в зайцев, что­бы поедать капусту, припасенную в погребах. На Украине говорили, что зайца сотворил черт. Старообрядцы не едят зайчатины, считая, что заяц связан с нечистой силой.

 

В Древнем Египте, Греции и Риме верили, что мыши и крысы обладают пророческими способностями. В Древ­нем Египте богиня с мышиной головой олицетворяла смерть, так как предполагали, что мыши рождаются из земли, преисподней. Поэтому встреча с ними сулила смерть. Внезапное появление мышей заставило Фабия Максима, верившего этому предзнаменованию, сложить с себя диктаторство в Древнем Риме.

 

Возникновение приметы, что крысы первыми поки­дают обреченное на гибель судно, объясняется очень про­сто. На деревянных кораблях крысы раньше матросов узнавали, что в корпусах судна появилась небольшая , течь. Вода, поступавшая через отверстие в трюм, беспо­коила крыс, живших там, и они покидали корабль. Суд­но выходило в море с этой течью, которая во время шторма, если ее не успевали заделать, способствовала гибели корабля. Уже в Древнем Риме смеялись над при­метами о крысах. Катон ответил одному гражданину, с ужасом рассказывавшему, что крысы съели ночью его сандалии: «Успокойся, друг мой, потому что случай, ко­торый ты рассказываешь, не предвещает ничего худого. Вот было бы другое дело, если бы твои сандалии съели крыс».

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector