Народные приметы и суеверия о нечистой силе

суеверия о нечистой силеБольшинство вымыслов о нечистой силе возникло по­тому, что людям были неизвестны причины самых про­стых явлений. Некоторые печники, не получившие от хозяев заработанных денег, сажали им в печки «кикимору». Печники знали способ, с помощью которого можно заставить печную трубу выть, когда дует ветер, — встав­ляли в нее горлышко от бутылки. Суеверный хозяин при­нимал этот вой за крики кикиморы, но стоило хозяину расплатиться с мастером, как вой прекращался.

 

Сказка стремилась освободить людей от боязни чер­тей, полевика, овинника, водяного, русалок, которую внушали зловещие приметы. В сказках черт — жалкое и глупое существо. Его изображают обычно в комическом виде. Он нередко так напивается водкой, что не может даже шевельнуть хвостом. В житейских, делах черт — совершеннейший невежда, да и обмануть его нетрудно. На какие только штуки его не ловит хитрый мужик: даст черту камень вместо сыра, тот и грызет — только удивляется, что, мол, люди в нем находят хорошего. Солдат и батрак всегда побеждают черта, разоблачают жульничество колдунов. В сказках о победе над нечи­стой силой отражается неверие народа в ее всемогуще­ство, освобождение людей от суеверных страхов.

 

Приметы о нечистой силе восходят к древним веро­ваниям. Люди, строившие дом, опасались, что духи де­рева накажут их за срубленный лес, поэтому прино­сили им умилостивительные жертвы. У западноевропей­ских народов известны предания о людях, заживо заму­рованных в степы домов, потому что они были первыми их посетителями. Эти предания подтверждаются архео­логическими раскопками. Впоследствии жестокий обычай строительной жертвы был изменен: при входе в новый дом на пороге отрубали голову петуху или сначала пу­скали ночевать кошку, особенно черной масти, и только потом переселялись сами хозяева. Иногда в качестве жертвы под углы строящегося дома клали горсть зерна, клок шерсти, монеты.

 

Когда-то верили, что если при переезде в только что отстроенную избу самому убрать из нее сор и щепки, то обязательно умрешь. Избежать этого старались тем, что не доводили постройку до полного окончания, целый год не делали крыши над сенями, чтобы «беды вылетали в это отверстие».

Дом — это место, в котором находится семейное сча­стье, а поэтому сор, как и все находящееся в жилище, — часть счастья. В связи с этим возникло поверье, что вме­сте с сором можно выбросить и счастье, которым завла­деет нечистая сила. Затем примету о том, что сор не следует  выносить из избы,  стали понимать в переносном  смысле:   не  следует  разглашать  внутрисемейные дрязги.

 

Люди верили, что нечистая сила действует по ночам: «Солнышко закатилось — не выметай сор из избы», «Под­метать пол вечером — не к добру», «Не езжай в пол­ночь — пути не будет», «Нельзя к ночи поминать чер­тей», «Не оставляй на ночь на столе нож — лукавый за­режет» и т. д.

 

Вера в злых духов привела к возникновению примет, что разбитые тарелки или рюмки, особенно на свадьбе или именинах, приносят благополучие. У богатых поме­щиков какой-нибудь подвыпивший шутник опрокидывал стол с посудой, а гости кричали: «К счастью!» Примета сложилась под влиянием поверья, что звон прогоняет бе­сов: «Колокольный звон — чертям разгон». Если у боль­ного ребенка была конвульсия, то родители разбивали тарелку перед лицом ребенка, чтобы изгнать из него злого духа.

 

Многие боялись черной бани, в которой якобы жил ее хозяин — банник. «На болоте баня рублена, по сырому бору катана, на проклятом месте ставлена». Банник — олицетворение разных бед для моющихся, которые мог­ли угореть, задохнуться или сгореть в бане. «Кто моется. в третий пар, — говорили в старину, — того байнушка за­душит», так как после двух помывшихся «третий пар» — для самого банника. В жертву баннику приносили чер­ную курицу. Прошло много веков, и народ перестал ве­рить в банника: «В баню идти — пару не бояться», «Пар костей не ломит».

 

В приметах черный цвет всегда связан с нечистой силой, со злом; белый — с ангелами, добром; красный — с жизнью, радостью. Когда-то боялись встречи со свя­щенниками и монахами, ходившими в черной одежде. В «Повести временных лет» (XI в.) говорятся: «Аще бо кто усрящеть черноризца, то взвращается». А. С. Пуш­кин писал: «Навстречу Дубровскому попался поп со всем причетом. Мысль о несчастливом предзнаменовании при­шла ему в голову». Это поверье было закреплено в при­метах и пословицах: «С попом недобрая встреча», «Встре­тил попа — быть беде», «Попы и черти одной шерсти», «Чем черт попа хуже — оба одному служат», «Если во сне увидел попа, значит, видел черта». Поэтому, встре­тив священника, завязывали узелки, плевали навстречу ему, кидали булавки,  чтобы  примета  не  оправдалась. Один благочестивый автор возмущался в 1911 году: «Са­мым невинным выражением презрения к духовному лицу при виде его со стороны русского (конечно, не всякого) есть плеванье навстречу ему… Я сам слышал в церкви проповедь против плеванья навстречу духовным, а так­же киданья им ломаных булавок и гвоздей». Эта ста­рая примета модернизировалась в капиталистических странах. Монахиня считается нежелательным пассажи­ром в самолете, она якобы предвещает плохую погоду или аварию.

 

Особенно много было примет о домовом, духе — по­кровителе дома. «Соседушку» (домового) представляли в виде человека на одно лицо с хозяином и жившего в углу за печкой, куда надо было бросать мусор, чтобы домовой «не перевелся». Любой плач, оханье и стоны неизвестного происхождения, которые слышны в доме, рассматриваются в приметах как предупреждение домо­вого о несчастье. При переезде в новый дом уговаривали «соседушку» переехать вместе с хозяевами.

 

Обычай, о котором вспоминает песня: «Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть легким окажется путь!» — возник под влиянием веры в то, что в минуту молчания домовой учит уезжающих, присевших перед отъездом, как вернуться невредимыми домой. Конечно, сейчас нет ничего зазорного в обычае посидеть несколь­ко минут перед дорогой и вспомнить, все ли взято с со­бой, что надо.

 

Александр Яшин в стихотворении «С добрым утром» пишет:

Хорошо и путь-дорогу

По обычаю начать.

У родимого порога

Посидеть и помолчать.

 

Вера в домового породила предрассудки, связанные с порогом: «Без бога ни до порога», «Я за порог, а черт поперек». Почитание порога возникло еще тогда, когда под ним погребали покойников, особенно детей, а поэто­му верили, что там обитают души умерших. В старину умывали больных детей на пороге от «сглаза», считая, что с помощью будто бы обитающих под порогом духов можно прогнать болезнь за дверь.

 

В Библии говорится, что у древних евреев у порога вешали кусок пергамента с текстом молитвы, якобы обе­регающей от злых духов. Прокалывали уши рабов у ко­сяка дома в знак их принадлежности хозяину. В Древ­ней Греции порог считался местом пребывания духа — покровителя жилища. У древних римлян жених, приведя невесту в свой дом, переносил ее через порог на ру­ках, показывая невесту духу, якобы обитавшему под по­рогом. В Турции мусульмане верили, что человека, сев­шего на порог, разобьет паралич в наказание за то, что он уселся на джинна. У монголов прикосновение к по­рогу ханской юрты каралось смертью.

 

У древних славян порог, как и печь, считался место­пребыванием домового, поэтому запрещалось здороватьсяили прощаться через порог, чтобы не было ссоры. В рас­пространении обычая не здороваться через порог боль­шую роль сыграла Библия, в которой рассказывается, что когда в храм языческого бога Дагона внесли иудей­ский «ковчег завета», то идол этого бога оказался раз­рубленным, на пороге храма лежали отсеченные «лапы идола». Поэтому распространилось поверье о том, что порог — опасное место для рукопожатия.

Вера в существование чертей связана с неприязнью к левой стороне, которая будто бы сулит неудачу. Мно­гие племена были убеждены в том, что каждый человек имеет доброго и злого духов, невидимо присутствующих возле человека с правой и левой сторон. В Индии дро­жание правого глаза считается добрым предзнаменовани­ем, левого—дурным, завязывать узлы следует справа налево, а не слева направо. В Древнем Египте верили, что через левое ухо приходит «дыхание смерти». В Древ­ней Греции была примета о том, что правая сторона су­лит успех, а левая — неудачу.

 

Христиане верили, что ангел-хранитель будто бы хо­дит за человеком с правой стороны, а бес-искуситель — с левой: «Бес слева ходит да на грех, наводит». Поэтому в старину советовали: «Никогда не плюй на правый бок, а плюй на левый». Об этом вспоминается и в известной песне: «…Их поцелуем горячо и трижды плюнем через левое плечо». В наши дни еще можно услышать: «Пра­вая ладонь чешется — деньги получать, левая — отдавать; правый глаз чешется — радоваться, левый — пла­кать; в правом ухе звенит — тепло будет, в левом — стужа».

 

В древности не знали, что неравноценная сила рук связана с развитием правого и левого полушарий мозга. Обычно человек хуже работает левой рукой, чем правой, правая рука у него более сильная и более умелая, чем левая. Это объясняли тем, что человеку мешает злой дух, который незримо ходит за ним слева. Существовало вы­ражение: «Что ты с окаянной руки здороваешься!» Плохой приметой считалось сначала надеть левую перчатку, а не правую.

 

Пережитки таких поверий сохранились в примете о том, что на экзаменах нельзя брать билет левой рукой, иначе попадется «несчастливый». Споткнуться на левую ногу — к несчастью, встать с левой ноги поутру — зна­чит начать день под властью злого духа. Он испортит день, нашлет всякие беды. «Грешно обувать левую ногу наперед правой», — говорили в старину. У древних евре­ев было запрещено снимать левый башмак раньше пра­вого. Древние римляне до того были суеверны, что од­нажды войско едва не взбунтовалось против своего пред­водителя Октавия Августа, когда узнало, что он нечаян­но надел правую сандалию на левую ногу.

 

Вольтер высмеял примету: «С левой ноги пойдет — к черту придет». Он рассказал, что один индийский мудрец был убежден, что его левая нога была причиной смерти французского короля Генриха IV, убитого в 1610 году. В 1550 году этот индиец начал свою прогулку по берегу моря с левой ноги и случайно столкнул в воду своего друга, который утонул. Его дочь, оставшись без отца, бежала из родных мест и родила на чужбине де­вочку, которая впоследствии вышла замуж за грека. Дочь этого грека приехала во Францию, вступила там в брак, от которого и родился Равельяк — убийца Генриха IV. Индийский мудрец полагал, что если бы он начал про­гулку с правой ноги, то история Франции была бы иной. В «Горе от ума» Репетилов говорит Чацкому:

 

У меня на всё предчувствия, приметы;

Сейчас… растолковать прошу,

Как будто знал, сюда спешу,

Хвать, об порог задел ногою

И растянулся во весь рост…

 

Кажется странным, что может еще сохраняться вера в дурные предзнаменования, но это объясняется тем, что имеются люди, которые не воспитали в себе привычку к логическому мышлению. Они не понимают, почему приметы: «Споткнулся — быть беде», «Вернулся — пути не будет» — иногда действительно «сбываются». Человек, споткнувшийся или вернувшийся обратно за забытой ве­щью, рассеян. Это может быть причиной его неуспеха. В примете же следствие — споткнулся или вернулся — принимается за причину беды или неудачи. Современная молодежь высмеивает поверие: «Ах, споткнулся! Быть беде! — Позорно верить подобной ерунде».

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector