Большинство вымыслов о нечистой силе возникло потому, что людям были неизвестны причины самых простых явлений. Некоторые печники, не получившие от хозяев заработанных денег, сажали им в печки «кикимору». Печники знали способ, с помощью которого можно заставить печную трубу выть, когда дует ветер, — вставляли в нее горлышко от бутылки. Суеверный хозяин принимал этот вой за крики кикиморы, но стоило хозяину расплатиться с мастером, как вой прекращался.
Сказка стремилась освободить людей от боязни чертей, полевика, овинника, водяного, русалок, которую внушали зловещие приметы. В сказках черт — жалкое и глупое существо. Его изображают обычно в комическом виде. Он нередко так напивается водкой, что не может даже шевельнуть хвостом. В житейских, делах черт — совершеннейший невежда, да и обмануть его нетрудно. На какие только штуки его не ловит хитрый мужик: даст черту камень вместо сыра, тот и грызет — только удивляется, что, мол, люди в нем находят хорошего. Солдат и батрак всегда побеждают черта, разоблачают жульничество колдунов. В сказках о победе над нечистой силой отражается неверие народа в ее всемогущество, освобождение людей от суеверных страхов.
Приметы о нечистой силе восходят к древним верованиям. Люди, строившие дом, опасались, что духи дерева накажут их за срубленный лес, поэтому приносили им умилостивительные жертвы. У западноевропейских народов известны предания о людях, заживо замурованных в степы домов, потому что они были первыми их посетителями. Эти предания подтверждаются археологическими раскопками. Впоследствии жестокий обычай строительной жертвы был изменен: при входе в новый дом на пороге отрубали голову петуху или сначала пускали ночевать кошку, особенно черной масти, и только потом переселялись сами хозяева. Иногда в качестве жертвы под углы строящегося дома клали горсть зерна, клок шерсти, монеты.
Когда-то верили, что если при переезде в только что отстроенную избу самому убрать из нее сор и щепки, то обязательно умрешь. Избежать этого старались тем, что не доводили постройку до полного окончания, целый год не делали крыши над сенями, чтобы «беды вылетали в это отверстие».
Дом — это место, в котором находится семейное счастье, а поэтому сор, как и все находящееся в жилище, — часть счастья. В связи с этим возникло поверье, что вместе с сором можно выбросить и счастье, которым завладеет нечистая сила. Затем примету о том, что сор не следует выносить из избы, стали понимать в переносном смысле: не следует разглашать внутрисемейные дрязги.
Люди верили, что нечистая сила действует по ночам: «Солнышко закатилось — не выметай сор из избы», «Подметать пол вечером — не к добру», «Не езжай в полночь — пути не будет», «Нельзя к ночи поминать чертей», «Не оставляй на ночь на столе нож — лукавый зарежет» и т. д.
Вера в злых духов привела к возникновению примет, что разбитые тарелки или рюмки, особенно на свадьбе или именинах, приносят благополучие. У богатых помещиков какой-нибудь подвыпивший шутник опрокидывал стол с посудой, а гости кричали: «К счастью!» Примета сложилась под влиянием поверья, что звон прогоняет бесов: «Колокольный звон — чертям разгон». Если у больного ребенка была конвульсия, то родители разбивали тарелку перед лицом ребенка, чтобы изгнать из него злого духа.
Многие боялись черной бани, в которой якобы жил ее хозяин — банник. «На болоте баня рублена, по сырому бору катана, на проклятом месте ставлена». Банник — олицетворение разных бед для моющихся, которые могли угореть, задохнуться или сгореть в бане. «Кто моется. в третий пар, — говорили в старину, — того байнушка задушит», так как после двух помывшихся «третий пар» — для самого банника. В жертву баннику приносили черную курицу. Прошло много веков, и народ перестал верить в банника: «В баню идти — пару не бояться», «Пар костей не ломит».
В приметах черный цвет всегда связан с нечистой силой, со злом; белый — с ангелами, добром; красный — с жизнью, радостью. Когда-то боялись встречи со священниками и монахами, ходившими в черной одежде. В «Повести временных лет» (XI в.) говорятся: «Аще бо кто усрящеть черноризца, то взвращается». А. С. Пушкин писал: «Навстречу Дубровскому попался поп со всем причетом. Мысль о несчастливом предзнаменовании пришла ему в голову». Это поверье было закреплено в приметах и пословицах: «С попом недобрая встреча», «Встретил попа — быть беде», «Попы и черти одной шерсти», «Чем черт попа хуже — оба одному служат», «Если во сне увидел попа, значит, видел черта». Поэтому, встретив священника, завязывали узелки, плевали навстречу ему, кидали булавки, чтобы примета не оправдалась. Один благочестивый автор возмущался в 1911 году: «Самым невинным выражением презрения к духовному лицу при виде его со стороны русского (конечно, не всякого) есть плеванье навстречу ему… Я сам слышал в церкви проповедь против плеванья навстречу духовным, а также киданья им ломаных булавок и гвоздей». Эта старая примета модернизировалась в капиталистических странах. Монахиня считается нежелательным пассажиром в самолете, она якобы предвещает плохую погоду или аварию.
Особенно много было примет о домовом, духе — покровителе дома. «Соседушку» (домового) представляли в виде человека на одно лицо с хозяином и жившего в углу за печкой, куда надо было бросать мусор, чтобы домовой «не перевелся». Любой плач, оханье и стоны неизвестного происхождения, которые слышны в доме, рассматриваются в приметах как предупреждение домового о несчастье. При переезде в новый дом уговаривали «соседушку» переехать вместе с хозяевами.
Обычай, о котором вспоминает песня: «Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть легким окажется путь!» — возник под влиянием веры в то, что в минуту молчания домовой учит уезжающих, присевших перед отъездом, как вернуться невредимыми домой. Конечно, сейчас нет ничего зазорного в обычае посидеть несколько минут перед дорогой и вспомнить, все ли взято с собой, что надо.
Александр Яшин в стихотворении «С добрым утром» пишет:
Хорошо и путь-дорогу
По обычаю начать.
У родимого порога
Посидеть и помолчать.
Вера в домового породила предрассудки, связанные с порогом: «Без бога ни до порога», «Я за порог, а черт поперек». Почитание порога возникло еще тогда, когда под ним погребали покойников, особенно детей, а поэтому верили, что там обитают души умерших. В старину умывали больных детей на пороге от «сглаза», считая, что с помощью будто бы обитающих под порогом духов можно прогнать болезнь за дверь.
В Библии говорится, что у древних евреев у порога вешали кусок пергамента с текстом молитвы, якобы оберегающей от злых духов. Прокалывали уши рабов у косяка дома в знак их принадлежности хозяину. В Древней Греции порог считался местом пребывания духа — покровителя жилища. У древних римлян жених, приведя невесту в свой дом, переносил ее через порог на руках, показывая невесту духу, якобы обитавшему под порогом. В Турции мусульмане верили, что человека, севшего на порог, разобьет паралич в наказание за то, что он уселся на джинна. У монголов прикосновение к порогу ханской юрты каралось смертью.
У древних славян порог, как и печь, считался местопребыванием домового, поэтому запрещалось здороватьсяили прощаться через порог, чтобы не было ссоры. В распространении обычая не здороваться через порог большую роль сыграла Библия, в которой рассказывается, что когда в храм языческого бога Дагона внесли иудейский «ковчег завета», то идол этого бога оказался разрубленным, на пороге храма лежали отсеченные «лапы идола». Поэтому распространилось поверье о том, что порог — опасное место для рукопожатия.
Вера в существование чертей связана с неприязнью к левой стороне, которая будто бы сулит неудачу. Многие племена были убеждены в том, что каждый человек имеет доброго и злого духов, невидимо присутствующих возле человека с правой и левой сторон. В Индии дрожание правого глаза считается добрым предзнаменованием, левого—дурным, завязывать узлы следует справа налево, а не слева направо. В Древнем Египте верили, что через левое ухо приходит «дыхание смерти». В Древней Греции была примета о том, что правая сторона сулит успех, а левая — неудачу.
Христиане верили, что ангел-хранитель будто бы ходит за человеком с правой стороны, а бес-искуситель — с левой: «Бес слева ходит да на грех, наводит». Поэтому в старину советовали: «Никогда не плюй на правый бок, а плюй на левый». Об этом вспоминается и в известной песне: «…Их поцелуем горячо и трижды плюнем через левое плечо». В наши дни еще можно услышать: «Правая ладонь чешется — деньги получать, левая — отдавать; правый глаз чешется — радоваться, левый — плакать; в правом ухе звенит — тепло будет, в левом — стужа».
В древности не знали, что неравноценная сила рук связана с развитием правого и левого полушарий мозга. Обычно человек хуже работает левой рукой, чем правой, правая рука у него более сильная и более умелая, чем левая. Это объясняли тем, что человеку мешает злой дух, который незримо ходит за ним слева. Существовало выражение: «Что ты с окаянной руки здороваешься!» Плохой приметой считалось сначала надеть левую перчатку, а не правую.
Пережитки таких поверий сохранились в примете о том, что на экзаменах нельзя брать билет левой рукой, иначе попадется «несчастливый». Споткнуться на левую ногу — к несчастью, встать с левой ноги поутру — значит начать день под властью злого духа. Он испортит день, нашлет всякие беды. «Грешно обувать левую ногу наперед правой», — говорили в старину. У древних евреев было запрещено снимать левый башмак раньше правого. Древние римляне до того были суеверны, что однажды войско едва не взбунтовалось против своего предводителя Октавия Августа, когда узнало, что он нечаянно надел правую сандалию на левую ногу.
Вольтер высмеял примету: «С левой ноги пойдет — к черту придет». Он рассказал, что один индийский мудрец был убежден, что его левая нога была причиной смерти французского короля Генриха IV, убитого в 1610 году. В 1550 году этот индиец начал свою прогулку по берегу моря с левой ноги и случайно столкнул в воду своего друга, который утонул. Его дочь, оставшись без отца, бежала из родных мест и родила на чужбине девочку, которая впоследствии вышла замуж за грека. Дочь этого грека приехала во Францию, вступила там в брак, от которого и родился Равельяк — убийца Генриха IV. Индийский мудрец полагал, что если бы он начал прогулку с правой ноги, то история Франции была бы иной. В «Горе от ума» Репетилов говорит Чацкому:
У меня на всё предчувствия, приметы;
Сейчас… растолковать прошу,
Как будто знал, сюда спешу,
Хвать, об порог задел ногою
И растянулся во весь рост…
Кажется странным, что может еще сохраняться вера в дурные предзнаменования, но это объясняется тем, что имеются люди, которые не воспитали в себе привычку к логическому мышлению. Они не понимают, почему приметы: «Споткнулся — быть беде», «Вернулся — пути не будет» — иногда действительно «сбываются». Человек, споткнувшийся или вернувшийся обратно за забытой вещью, рассеян. Это может быть причиной его неуспеха. В примете же следствие — споткнулся или вернулся — принимается за причину беды или неудачи. Современная молодежь высмеивает поверие: «Ах, споткнулся! Быть беде! — Позорно верить подобной ерунде».