Суеверные приметы сохранились больше всего в гаданиях по сновидениям. Вера в вещие сны возникла в первобытные времена, когда люди объясняли причины сновидений тем, что в спящего человека вселяется дух и сообщает будущее.
Древние греки изображали сон в образе бога Гипноса — крылатого юноши, сына богини Ньюкте (ночи) и брата бога смерти Танатоса. По мифологии, у Гипноса были сыновья Морфеи, которые принимали разные формы (морфе), когда являлись к заснувшим людям и показывали им, как в зеркале, их будущее.
В пьесах А. Н. Островского купчихи, верившие, что земля стоит на трех китах и, по последним сведениям, кажется, один из них начинает шевелиться, что небо валится после обеда, а часы бьют пятнадцать раз в наказанье за грехи, любили истолковывать свои сновидения по приметам.
Еще в древности были составлены сонники. В них в алфавитном порядке указаны названия предметов и что они предвещают в сновидениях. Во II веке нашей эры был известен сонник грека Артемидора. Он утверждал, что если ремесленник видит, что у него много рук, то ему нужно будет много помощников, чтобы выполнить все заказы».
В сонниках одни и те же сны часто толкуются по-разному.
Например, в книге «12 000 000 снов», изданной в 1897 году в Москве, указано, что видеть во сне верблюда — неприятность, водку пить — новость, железные вещи — свидание, а в соннике, опубликованном в 1901 году в Москве, видеть верблюда во сне — счастливое путешествие, водку пить — стыд, железные вещи, прибыль.
Многочисленные издания сонников часто содержали толкования сновидений исходя из веры в то, что подобное вызывает подобное: если человек идет в гору, то, значит, скоро разбогатеет, а если с горы — разорится, увидит во сне выпавший зуб — потеряет друга, пустой сундук — будет нищим и т. д. Многие из этих толкований стали приметами.
Наука раскрыла тайны сновидений. Человек, проживший шестьдесят лет, двадцать проводит во сне, из которых пять лет видит сны. Они есть результат психической деятельности мозга. Сновидения образуются под влиянием внешних и внутренних раздражений, рождающих различные образы в мозгу спящего. Горчичник, приложенный к коже, может вызвать картину пожара, а обрызгивание водой — дождя. В этих случаях сонник предрекает разорение и урожай, а причина этих снов — горчичник и пульверизатор с водой.
Поэт А. К. Толстой написал стихотворение «Сон статского советника Попова». Чиновник Попов увидел себя во сне на именинах у министра. Все гости во фраках и мундирах, дамы в бальных платьях» а Попов — без штанов. В ужасе он бежит с бала по Невскому проспекту. Сновидение было порождено тем, что у чиновника во сне озябли ноги.
Часто сновидения зависят от состояния внутренних органов тела: легких, сердца, желудка. В повести «Старосветские помещики» Гоголь рассказывал про Пульхерию Ивановну, которая, плотно поев, видела такие сны, что весь день «ходила сама не своя». Ночные кошмары возникают у спящего в случае стесненного дыхания, при нарушении деятельности сердца. Нередко людям снится, что на них напал дикий зверь и пытается их задушить. Опи задыхаются, мечутся, кричат, просыпаются в сильном волнении и страхе. В старину многие бы объяснили такой сон тем, что спящих душил «домовой». Причина же сновидения совершенно ясна. Случайно закрыв одеялом рот и нос, люди лишили себя возможности свободно дышать, то есть нарушили работу легких. Кровь перестала снабжаться кислородом из воздуха, а поэтому область мозга, ведающая регулированием работы легких, перестав получать кислород, пришла в сильное возбуждение. Это и стало причиной возникновения иллюзии нападения зверя или домового.
Сновидения, вызываемые раздражением внутренних органов, могут иногда определить начало болезни, которая в состоянии бодрствования еще не дает о себе знать. Например, один человек видел во сне, что его ужалила змея, а на следующий день у него сильно заболел бок. Другому приснилось, что у него окаменела нога, и через несколько дней она была парализована. Подобные факты когда-то рассматривали как доказательство «вещих снов», а в действительности спящие видели не будущее, а настоящее. Во всех случаях начало болезни ускользало от сознания людей, занятых работой и текущими заботами. А потом они ощущали во сне уже наступившее недомогание, которое еще не чувствовали во время бодрствования. Сны не могут предсказывать то, что должно произойти, а лишь искаженно отражают то, что есть и было.
Выдающийся русский физиолог И. М. Сеченов писал, что сновидение — это небывалая комбинация былых впечатлений. Кто не видел волшебную трубку — детский калейдоскоп, при каждом повороте которого составляются причудливые узоры из мелких разноцветных стекляшек? Сновидения напоминают такой калейдоскоп. Вместо стройной картины представлений, характерной для бодрствующего человека, сновидения создают хаотическую мозаику из осколков впечатлений, пережитых человеком. Это происходит потому, что днем, когда чело— век бодрствует, его воображение контролируется сознанием, но во сне нарушается взаимодействие различных частей мозга, угасает сознание и отпадает контроль.
Образное мышление выражается во сне в символической форме. Если учащийся целыми днями думает о возможности провалиться на экзамене, то может увидеть во сне, что проваливается в пропасть, яму, болото. Падение во сне часто может быть символом какого-то ущемления желаний, а полеты — внутренних порывов. Большое число действующих лиц в сновидении нередко возникает у тех, кто одинок и тяготится этим. Мягкие, зеленые и голубые тона сновидений свидетельствуют о душевном равновесии человека, а красные и черные сопутствуют тревожным переживаниям.
Содержание сновидений определяется опытом спящего. Какими бы непонятными ни казались сновидения, они могут сформироваться только из тех образов и понятий, которые известны спящему, из того, что он сознательно пли бессознательно воспринял наяву. Сто лет назад человеку не могло присниться, что он едет в метро. Снится чаще всего то, о чем человек долго и напряженно думал: «Что держишь в уме, то и видишь во сне». Кто-то, скажем, видел во сне своего брата с огромными усами и в дамской шляпе с пером. Почему приснился брат? Откуда у него усы, которых не было? Зачем он надел дамскую шляпку? Оказывается, человек, видевший этот сон, сильно беспокоился накануне, что не получил от брата письма. Проходя в этот день мимо парикмахерской, он обратил внимание на усы манекена. Перед сном жена рассказала, что заказала шляпу с пером. Все виденное и слышанное наяву и послужило материалом для формирования сновидения. Народная мудрость гласит: «Что наяву видится, то и во сне грезится».
Сновидения часто выражают скрытые стремления человека. У него возникают различные затаенные желания, которые он подавляет, так как их трудно или невозможно осуществить. Чем сильнее человек пытается их забыть, тем более глубокие следы они оставляют в мозгу и потом отражаются в снах. В сновидениях чаще всего возникают наиболее мучительные переживания, оставившие длительное тягостное впечатление. Во сне, когда контроль сознания ослабевает или исчезает, эти несбывшиеся мечты, неосуществимые стремления или тревожные опасения оживают в образах сновидений. «Ты в сновиденьях мне являлся», — признается Татьяна Онегину. Она наяву гнала его образ из своего сознания, а во сне он настойчиво преследовал ее.
Народная мудрость давно отметила, что во сне человек видит то, о чем мечтает. Русские говорят: «Видел мужик во сне хомут, не видать ему лошади до веку»; украинцы: «Голодной лисе снятся куры»; абхазцы: «Не имеющий штанов видит во сне холст»; грузины: «Голодный во сне хлеб видит, а жаждущий — воду».
Ложное убеждение, что сны сбываются, сложилось потому, что люди помнят отдельные случаи, когда бывают совпадения сновидений с явью, и не помнят тысячи других несбывшихся и потому\’ забытых снов. Когда совпадение касается несущественных событий, его забывают, если же приснилась чья-нибудь смерть, катастрофа и т. д., то сочетание случайностей создает ореол таинственности вокруг сна. Человек, склонный к самовнушению, под влиянием «дурного сна» расстраивается, совершает необдуманные поступки, ожидая его исполнения. Недаром говорят: «Снам верить, так и дела не делать».